Андрей Жигунов: Начинаю скучать по выступлениям
- 25.05.2015 13:00
Этот человек не нуждается в особом представлении. Сейчас он сам временно приостановил активные выступления, но его команда – по-прежнему завсегдатай этапов чемпионата и Кубка России по ралли.
Интервью семикратного чемпиона России Андрея Жигунова сайту Motorsport.com.
Экипаж братьев Андрея Жигунова и Игоря Тер-Оганесьянца любим многими болельщиками – есть целая группа зрителей, которые приходят "на Жигунова". В 2015 году Андрей появляется на этапах российских раллийных серий в качестве тренера и руководителя команды "Про-Спорт", однако – как выяснилось в ходе интервью – подумывает и о возвращении за руль.
Motorsport.com Россия: Чем в нынешнем сезоне занимаются Андрей Жигунов и команда "Про-Спорт"?
Андрей Жигунов: Для нас ничего не меняется, мы готовим клиентские машины для соревнований, тренируем наших пилотов, настраиваем автомобили непосредственно под их предпочтения, под конкретные соревнования – везде разные покрытия, разные условия эксплуатации спортивных автомобилей. Этим и занимаемся из года в год.
В этом году вы с Игорем Тер-Оганесьянцом участвовали в ралли-рейде "Северный лес". Что это был за опыт? Будет ли он иметь продолжение?
В нашей команде выступает много рейдовых пилотов, так как ралли позволяет им многому поучиться, приобрести скорость, чтобы они могли конкурировать на самом высоком уровне и ставить самые высокие задачи. К примеру, наш пилот Владимир Васильев выиграл в прошлом году Кубок Мира FIA по ралли-рейдам и является лидером Кубка Мира этого года. Также мы занимаемся с Евгением Фирсовым из команды ПЭК и Максимом Кирпилёвым из белгородской команды. Наша задача – помочь ребятам показывать самые высокие результаты, и я как тренер с ними непосредственно занимаюсь.
Что касается моего опыта в ралли-рейдах – я достаточно давно занимаюсь настройкой рейдовых автомобилей, эта тема мне близка и интересна. Владимир Васильев предложил попробовать свои силы в гонках – и первый опыт был как раз на трассе "Северного леса", но все же это единичные соревнования.К сожалению, гонка не очень удачно для нас закончилась, хотя были все шансы показать хороший результат. Но эта тема нам интересна, возможно, мы будем работать в ралли-рейдах – у нас есть такие мысли. Я для себя и для команды вижу перспективы развития в этом направлении, потому что на мой взгляд ралли-рейды сейчас развиваются, в отличие от классического ралли…
Насколько отличается манера езды, тактика, стратегия на гонку и работа со штурманом в ралли-рейдах и в классическом ралли?
Если автомобиль настроен адекватно, то он управляется по тем же принципам. Единственное, что надо учитывать – рейдовая машина чуть тяжелее. Непосредственно в Карелии [на "Северном лесе"] нам было очень легко ехать.
Почему? Потому что, понимая специфику дороги и даже не имея подробной стенограммы, нам не составляло большого труда пилотировать автомобиль в данных условиях.Что касается штурманской работы, то мне кажется, что особых проблем тоже не было. Нам очень сильно помогали ребята из VRT – это команда Васильева Владимира. Благодаря огромному опыту Константина Жильцова, с этой задачей мы справились на отлично. Никаких сложностей не испытывали, всё было предельно ясно и понятно, отдельное им спасибо за это. За поддержку, за то, что делились своим опытом и всячески нам помогали. Потому что специфика ралли-рейдов и ралли в этом вопросе сильно отличается.
Вы сказали, что ралли-рейды развиваются, в отличие от классического ралли. Как по-вашему, что сейчас происходит в российском ралли? Как вы оцениваете нынешнюю ситуацию?
Думаю, волноваться не стоит – этот сложный период когда-нибудь закончится. Очень надеюсь, что ралли будет развиваться, потому что для пилотов ралли, наверное, самый интересный и самый сложный вид спорта. От пилота, от штурмана, от команды, от отлаженности экипажа здесь очень многое зависит. Нет мелочей – всё очень важно.
Что касается количества участников в России – к сожалению, оглядываясь назад, надо признать – сейчас оно оставляет желать лучшего. Хочется бороться не с одним или двумя пилотами, а с максимально сильной группой.Вспомнить 2010 год, когда выступали Патрик Флодин, Женя Новиков, мы. А собрать бы всех – Сашу Желудова, Гену Брославского, Дмитрия Тагирова, Сергея Успенского, и, конечно же, Алексея Лукьянюка. Я думаю, было бы здорово увидеть такой состав! Это подтолкнуло бы наше ралли к развитию и для болельщиков было бы очень интересно наблюдать за острой борьбой. Одна из причин, почему мы не выступаем – хочется реальной здоровой конкуренции.
Сейчас появилась тенденция по возвращению асфальтовых ралли в календарь Кубка России. Как вы относитесь к этому процессу?
Двояко отношусь. С одной стороны – это расходы, с другой – это развитие спортсменов. Перед Ралли Сочи Автодром я ездил помогать в настройке автомобиля нашим товарищам из Краснодара – Юрию Борисенко (который выиграл эту гонку) и Владимиру Иванову (который занял второе место). И вспомнил, как это было раньше…Опыт выступления на асфальте и подготовки техники к асфальтовым соревнованиям необходим гонщикам. Я получил удовольствие, принимая участия и непосредственно пилотируя автомобиль на этом покрытии, и считаю, что для пилотов это огромный шаг вперёд. На асфальте очень многому можно научиться.
Группа N доживает свои последние месяцы, годы. Что дальше? В российском ралли в полном приводе больше ничего нет – машины R5 у нас не появились, "суперов" было два и их больше нет. Мы останемся без группы N – и что дальше?
Честно говоря, у меня нет адекватного ответа на этот вопрос. Очень много связано с финансовой составляющей. Все автомобили, подготовленные по международным требованиям, достаточно дороги. Конечно, мне бы очень хотелось, чтобы наши пилоты имели возможность приобретать такую технику: современную, быструю, надежную, но мы имеем на данный момент то, что имеем. Как это будет выглядеть дальше – я, конечно, затрудняюсь ответить. На мой взгляд, федерация (РАФ) пытается сделать какие-то шаги в плане удешевления процесса. Тот же класс 4000Н, в котором полноприводные автомобили с просроченной омологацией получают вторую жизнь и остаются достаточно конкурентоспособными. Но пока только так.
Многие российские гонщики выступают в Прибалтике – от случая к случаю или даже уже по полной программе. Как вы относитесь к этому?
Это в основном "ралли-туристы", как мы их называем. Но тем не менее жаль, что они не находят возможности выступать на российских соревнованиях. Я понимаю почему так происходит – это, наверное, связано с организацией соревнований и общим уровнем отсутствия комфорта. Во многих местах, где проходят ралли, нет нормальных гостиниц, сложно разместиться, дороги не самые щадящие для автомобиля. В Прибалтике всё достаточно "паркетно", техника меньше изнашивается, и все же, в России гонки не менее интересны.
Почему я так говорю? Потому что имею немалый опыт выступлений в Прибалтике и не только. В России тоже можно многому научиться, стать более разнообразным пилотом, умеющим выступать на любом типе покрытия, на любых дорогах – ровных, неровных и так далее. Пилот должен уметь выступать в любых условиях, на любых дорогах.
В этом году опять заговорили о возможном проведении в России этапа чемпионата мира WRC. Как вам эта идея? И если проводить, то где?
Идея отличная, на мой взгляд! Правда не знаю насколько в теперешних финансовых условиях она реалистична, но тем не менее это здорово – это опять-таки развитие, стимул для наших спортсменов.Где проводить? Я вижу два региона: возможно, это Выборг, потому что там достаточно интересная конфигурация дорог, и, наверное, Краснодарский край. Я склоняюсь больше к Новороссийску, к тому региону. Но надо более подробно изучать и составлять маршрут, потому что это всё-таки не 200 скоростных километров, а 400. Кроме того, где инфраструктура позволяет принимать большое количество пилотов, команд и так далее. На эти два фактора, мне кажется, надо ориентироваться.
Следите ли вы за таким бурно развивающимся сейчас видом автоспорта, как ралли-кросс? Многие раллисты перешли в него, несколько россиян выступают на международной арене, в нашей стране строятся трассы…
Слежу, но косвенно. Ни для кого не секрет, что в нашей команде выступает чемпион Европы по кроссу 2009 года Вадим Макаров, который принимал участие и в ралли-кроссе. Это разные, но схожие дисциплины. Могу сказать, что этот вид автоспорта очень дорог. В "королевском классе" (Supercars) выступать мегадорого. У нашего пилота есть такой опыт и мы примерно понимаем ситуацию по финансам. Выступать в ралли в России значительно дешевле – можно два сезона за эти деньги проехать. Этот факт будет сдерживающим, потому что сейчас люди деньги не особо тратят. А так – дисциплина, на мой взгляд, очень интересная, в-первую очередь для зрителей, ну, и для пилотов. Управлять такой мощной техникой очень интересно и зрелищно. Мне кажется, что с точки зрения СМИ эти соревнования легко освещать. По идее, такой вид автоспорта не то что имеет право на жизнь, а должен развиваться.
Если говорить о начинающих пилотах, которые хотят прийти или только-только пришли в ралли – с чего им сейчас начинать? Как можно попасть в ралли? Куда идти, к кому обращаться?
На мой взгляд, чтобы попасть в ралли, люди должны проходить некую школу пилотов и штурманов, чтобы понимать суть предмета. Что касается техники – ни для кого не секрет, что автоспорт это достаточно дорогое удовольствие и здесь большое влияние оказывает финансовая составляющая. И мы всё время в неё упираемся. На мой взгляд, из того, что существует – это проект Михаила Лепехова с Кубком Polo. Это единственная возможность в составе профессиональной команды попробовать себя в автоспорте.
Вас многие называют "Королём карельских дорог". Вы очень много и очень успешно выступали на карельских гонках как зимой, так и летом. В чём секрет вашей скорости в Карелии?Весь секрет в скорости! (Андрей улыбается)
Наверное, в уровне подготовки нашего экипажа и техники. Я уже говорил – здесь нет мелочей. Мы с Игорем Тер-Оганесьянцом и командой всегда подходим к гонке готовыми на 100%. Мы проводили много тренировок, тестов. Я считаю, что у нас идеально настроенный под наш стиль пилотирования автомобиль. Мы всегда находились в хорошей спортивной форме, у нас слаженный экипаж, плюс слаженная работа команды – вот, наверное, в этом успех.
Какую гонку вы могли бы назвать самой любимой? Такую, что вспоминаешь и думаешь: «Эту я бы ещё раз проехал с удовольствием».
Да у меня много таких, на самом деле. Я бы многие проехал ещё раз с удовольствием. И те, которые приносят позитивные эмоции, и те, которые закаляют наш характер – как людей, как экипажа. Где было сложно и приходилось переламывать себя, чтобы реально состояться как спортсмену. Такие моменты тоже необходимы. Бывали такие гонки, на которых возникали моменты отчаяния…Есть много факторов, которые позволяют сказать, что соревнования мне нравятся. Безусловно, это Карелия. Это очень развивающий регион и там реально можно научиться ехать очень быстро.
Также это выборгские дороги, новороссийские. Они очень разные, и на каждой такой гонке приходится искать компромисс между скоростью и надежностью – на мой взгляд, пилот становится зрелым тогда, когда чётко знает как это сделать, за счёт чего, какие ресурсы использовать. Если нацеливаться на отдельно выбранное соревнование и желание получить удовольствие от собственной скорости, то это одно. Но если ставить во главу угла конечный результат и работу всей команды, то не всегда получается ехать только за счёт чистой скорости. Всегда надо думать о надёжности, о тактике.
Из ярких гонок я вспоминаю асфальтовое Ралли "Новороссийск" 2002 года. По-моему, тогда нам приходилось в абсолютном зачете бороться с соперниками на автомобиле категории WRC, а мы выступали на группе N – далеко не новой машине Mitsubishi Lancer Evolution V. Мы одержали победу чему я безмерно радовался, так как было очень сложно.
В прошлом году не состоялось возвращение в календарь чемпионата Ралли "Гуково". Надеемся, что в этом году это все-таки произойдёт. Как вы относитесь к возвращению этой гонки?
Мегаположительно! Я считаю, что для обучения эта трасса достаточно безопасна, а также очень интересна с точки зрения пилотирования.Это иной тип дорог, кардинально отличающийся от, например, карельских. Мы, кстати, в Гуково тоже немало побеждали – не помню сколько, но раз пять точно. Считаю, что это достойная гонка и готовят её люди, которые во главу угла ставят спортивную составляющую, делают всё для спортсменов. Приезжая в этот регион, всегда ощущаешь радушный приём. Я двумя руками "за", одним словом!
Болельщики нам не простят, если мы не зададим этот вопрос. Каковы шансы, что экипаж Жигунов / Тер-Оганесьянц вновь появится на российских спецучастках в этом или следующем году?
Ну, шансы же они всегда есть? (улыбается) Посмотрим, как оно будет складываться.
Но "нет" вы не сказали?
"Нет" я точно не сказал. Больше того – я начинаю скучать по выступлениям. В 2010 году мы с Игорем провели хороший сезон, в очень тяжелой борьбе с соперниками одержав победу. Потом у нас был двухлетний перерыв – мы не выступали в 2011 и 2012 годах.В 2013-м Игорь уговорил меня поехать – сначала я ехал нехотя, но потом втянулся…Не знаю, вот сейчас очередные два года без выступлений подойдут к концу – посмотрим, как оно будет.