AUTO-SPORT: С возвращением Гуково!
- 27.08.2015 11:00
После трехлетнего перерыва в программу Чемпионата России вернулась самая зрелищная гонка страны – ралли Гуково. Статья Андрея Клещева, фото автора
Если где-то на просторах нашей необъятной страны и есть рай для раллийного болельщика, то называется, он, вне всякого сомнения, по имени маленького шахтерского городка в Ростовской области. Десятки трамплинов, пять бродов, трехмерная кроссовая трасса, набор поворотов на любой вкус – все это, вместе взятое, давно стало визитной карточкой ралли Гуково. При этом ростовская трасса чрезвычайно компактна, а болельщики при желании могут наблюдать за своими кумирами на каждом спецучастке!
Ралли Гуково появилось на свет в 1992 году, а к созданию трассы, проложенной бульдозером в холмистой степи, приложил руку легендарный тренер сборной СССР Анатолий Брум. Вот лишь несколько фактов из славной спортивной биографии ростовских соревнований. Первое ралли Гуково выиграл орловец Владимир Черевань, который и по сей день борется за призы в кольцевых и трековых гонках. На протяжении одиннадцати лет – с 1995 по 2005 год – в ростовских степях безраздельно правили москвичи Александр Потапов, Сергей Успенский и Андрей Жигунов, не подпускавшие соперников к победам даже на пушечный выстрел. Гонку 2000 года впервые выиграл пилот на автомобиле WRC – несмотря на то, что на Subaru Потапова незадолго до старта вышел из строя мотор, его команда ИТЕРА сумела за сутки доставить из Великобритании и установить на Импрезу новый двигатель! А ровно через 12 месяцев ралли Гуково неожиданно поставило точку в гоночной карьере Александра – лидируя, Потапов попал в тяжелую аварию и получил компрессионный перелом позвоночника. Наконец, в 2006-м на ралли Гуково одержал свою первую победу в чемпионате России 16-летний Евгений Новиков.
Увы, после проведения гонки 2011 года гуковские организаторы по ряду причин взяли тайм-аут, который в итоге растянулся на долгих 48 месяцев. Но за то время, пока ростовские соревнования отсутствовали в календаре чемпионата страны, по ним, похоже, успели соскучиться не только спортсмены, но и болельщики. Возвращение легенды состоялось в августе 2015-го – и такого наплыва фанатов на наших ралли я не видел уже очень давно!
Заряд позитива после ознакомления с трассой получили и спортсмены – сохранив большинство «изюминок» прошлых лет, организаторы убрали несколько самых жестких мест, заменив их на новые или хорошо забытые старые дороги. В результате допы с привычными названиями представили перед экипажами в другом свете, трасса получилась очень ровной, а средняя скорость победителя впервые за много лет превысила отметку в 100 км/ч. А ведь эти роскошные дорожки основатель ралли Гуково Александр Гирник сотоварищи готовили еще к августу 2014-го, когда реинкарнация ростовской гонки была отложена из-за событий на Украине, до границы с которой тут – рукой подать.
Жаль только, что оценить обновленную трассу и традиционное радушие гуковчан смогли до обидного мало спортсменов – суммарно в зачете шестого этапа чемпионата и 20-го этапа Кубка страны стартовало лишь 29 экипажей. Однако приехавшие взяли не числом, а интригой – в обеих сериях имя победителя не было известно до последних метров дистанции!
Гонка началась с фиаско сразу двух фаворитов – на Subaru пермяка Григория Трегубова вышла из строя коробка передач, а двигатель Mitsubishi Олега Топорова из Майкопа получил гидроудар при преодолении брода. Зато в ударе был лидер первенства Вадим Макаров – экс-чемпион Европы по автокроссу выиграл в субботу пять спецучастков. Увы, пробитое на шестом колесо мигом уничтожило его отрыв от столичного ветерана Сергея Успенского, выигравшего свое первое ралли Гуково еще в 1997 году, – и на экваторе гонки пилотов Mitsubishi и Subaru разделили какие-то 0,4 секунды!
В воскресенье спортсмены проходили трассу в обратную сторону – и картина в сражении лидеров переменилась. Уступив Макарову лишь на первом утреннем спецучастке, Успенский сумел найти скрытые резервы и оказался быстрейшим на всех остальных допах. В результате незадолго до финиша Сергей перехватил-таки у Вадима лидерство, выиграв гонку с преимуществом в 9,8 секунды над уральским соперником. Жаль только, что сражению дуэлянтов немного помешала техника – в начале финальной секции Mitsubishi Макарова осталась без пятой передачи в КПП, что не могло не сказаться на максимальной скорости машины...
Тем не менее, Вадим сохраняет лидерство в абсолютном зачете чемпионата России, а судьба высших наград будет решаться в сентябре на краснодарском ралли Предгорья Кавказа. Отрыв Макарова от Успенского совсем невелик – и если Сергей победит вновь, то титул достанется 57-летнему москвичу. Ну а если на Предгорьях Кавказа оступятся оба фаворита, то шанс на российское золото появится и у Олега Топорова из Майкопа.
Впереди у участников Кубка России еще семь этапов, и ближайший из них – ралли Санкт-Петербург, которое пройдет в первый осенний уик-энд. Ну а в программе отечественного чемпионата, повторюсь, осталась лишь одна гонка – ралли Предгорья Кавказа, что состоится в Горячем ключе 26-27 сентября.
Ралли Гуково
Чемпионат России, 6-й этап
Кубок России, 20-й этап
Гуково (Ростовская область), 22-23 августа
Стартовало 29 экипажей, классифицировано 15
Абсолютный зачет:
Экипаж | Город | Автомобиль | Зачет | Время | |
1 | С.Успенский/М.Данилова | Москва | Subaru Impreza R4 | Абс. | 1:18.49,0 |
2 | В.Макаров/Д.Яковченко | Екатеринбург | Mitsubishi Lancer E9 R4 | Абс. | +9,8 |
3 | А.Рогозин/Д.Тополев | Ижевск | Mitsubishi Lancer E8 | Абс. | +4.22,0 |
4 | А.Мансуров/В.Гузеев | Пермь | Subaru Impreza | Абс. | +4.26,4 |
5 | Ю.Борисенко/Д.Коломиец | Краснодар | Mitsubishi Lancer E7 | Абс. | +4.43,2 |
6 | А.Тугов/А.Трофимов | Тула | Mitsubishi Lancer E4 | Абс. | +11.04,3 |
7 | А.Головкин/Д.Ловцов | Ярославль | Ford Fiesta R2 | R2 | +12.16,7 |
8 | Г.Форманюк/А.Горовой | Новороссийск | ВАЗ-1119 | 1600Н | +13.39,4 |
9 | В.Прохоров/К.Чапаев | Москва | Mitsubishi Lancer E9 | N4 | +16.37,1 |
10 | Д.Артамонов/С.Козлов | Брянск | Mitsubishi Lancer E8 | Абс. | +23.45,1 |
11 | Е.Романов/А.Курский | Сочи | ВАЗ-1119 | 1600Н | +29.16,3 |
12 | В.Харченко/Е.Табунков | Краснодар | Renault Clio Sport | 2000Н | +30.50,6 |
Положение в чемпионате России среди пилотов (абсолютный зачет): | |||||
Пилот (город) | Автомобиль | Очки | |||
1 | Вадим Макаров | Екатеринбург | Mitsubishi Lancer Evo 9 R4 | 224 | |
2 | Сергей Успенский | Москва | Subaru WRX STI | 204 | |
3 | Олег Топоров | Майкоп | Mitsubishi Lancer Evo 9 | 163 | |
4 | Сергей Тамбовцев | Москва | Peugeot 208 R2 | 126 | |
5 | Сергей Геращенко | Москва | Subaru N14/Mitsubishi Evo 9 | 122 | |
6 | Вадим Лелюх | С.-Петербург | Mitsubishi Lancer Evo 9 | 119 | |
Положение в Кубке России среди пилотов (абсолютный зачет): | |||||
Пилот | Город | Автомобиль | Очки | ||
1 | Дмитрий Полываный | С.-Петербург | Mitsubishi Lancer Evo 8 | 240 | |
2 | Андрей Мансуров | Пермь | Subaru Impreza | 228 | |
3 | Александр Рогозин | Ижевск | Mitsubishi Lancer Evo 8 | 216 | |
3 | Алексей Негода | С.-Петербург | Mitsubishi Lancer Evo 9 | 216 | |
3 | Александр Осипов | С.-Петербург | Mitsubishi Lancer Evo 9 | 216 | |
5 | Андрей Трухин | Екатеринбург | Mitsubishi Lancer Evo 9 | 214 |