Белые ночи 2024

Документы 2024 года

РАФ

Подробнее <<

Календари 2024 года

pg23 0030

Подробнее <<

Андрей Жигунов: «В экипаже важно полное доверие и взаимопонимание»

Представляем интервью Андреяа  Жигупо итогам уходящего раллийного сезона 2007 года.

Как ты можешь оценить прошедший сезон для команды и для экипажа?

Андрей Жигунов: Достаточно сложный был сезон, как его оценить в двух словах я даже не знаю. Год был сложный с точки зрения подготовки техники – все лето подряд шли шесть гонок, с интервалом три недели между ними – значит, только две недели дома – этого времени было крайне мало.

Какая гонка больше всего запомнилась и почему?

Андрей Жигунов:  Наверное, ралли «Гуково». Очень жарко было, самая тяжелая гонка с точки зрения физической нагрузки.

А самая легкая?

Андрей Жигунов: Самая легкая – ралли «Псков». Наверное, это очень субъективно, но у нас псковский этап прошел очень ровно, вообще без проблем.

Чем тебе запомнилось ралли «Россия»? Отличалась ли гонка с точки зрения пилота от других наших чемпионатных этапов?

Андрей Жигунов:  На «России» сразу, буквально с первых допов, начались разрушения на машинах, ряд пробитых колес… Очень жесткая дорога, по ней и на нормальных-то колесах ехать сложно, а уж с пробитыми – вообще нереально. Отличалась ли? И да, и нет. Старт был интересный, очень представительный.

На «России» главное – это очень интересная конфигурация дороги. Но вот я не понимаю, почему эти дороги, по которым пройдет трасса, нельзя сделать заранее? Если в Выборге нет такого опыта, значит, можно опыт позаимствовать у финнов или у карелов, где умеют готовить ровные дороги. Если заявлять соревнования такого уровня, как это было на выборгском ралли, то я не понимаю, какая речь может идти о каких-то финансах. Такие задачи должны решаться без оглядки на достаток или недостаток бюджета – иначе это же позор для всей страны!

Тут не может быть железного принципа «Утром деньги – вечером стулья», иногда надо все-таки сначала стулья, а деньги когда-то позже. Я не знаю, как все происходит на самом деле, это не моя задача. Моя задача на ралли совершенно другая, и я вижу то, что вижу.

У тебя высшее автомобильное образование, ты инженер. Ты досконально знаешь устройство своего гоночного автомобиля?

Андрей Жигунов:  Практически да. Некоторую сложность для меня представляет электрика современного спортивного автомобиля. Но во время гонки я принципиально понимаю, как все работает.

По какой причине у тебя вышли из строя коробки передач в Новороссийске?

Андрей Жигунов: С этим вообще история непонятная. Я с трудом смогу пересчитать все гонки, которые мы проехали за три года и испытывали на них проблемы с трансмиссиями, но то, что случилось в Новороссийске, когда за одну гонку вышли из строя три коробки передач – я не могу это объяснить. Просто нет объяснения. На одной коробке разорвало третью передачу, такого никто никогда не видел. Из строя выходили как восстановленные, так и новые агрегаты. С задним редуктором заранее были проведены все регламентные работы…

Ты контролируешь процесс сборки узлов и агрегатов?

Андрей Жигунов:  Нет, а зачем мне это контролировать? Есть отличный коллектив специалистов, к которым есть полное доверие. При сборке редуктора были проверены все зазоры, состояние деталей, моменты затяжки – все было сделано, как положено. Этот редуктор был оттестирован еще зимой, был настроен натяг блокировки, и он находился в ЗИПе, ждал той гонки, для условий которой он был настроен. У меня нет объяснения, почему столько всего сломалось. Перестал работать мотор нормально, сломалось три коробки передач, сломался задний редуктор, вышла из строя турбина… Я не считаю, что это антиреклама Mitsubishi, это какое-то роковое стечение обстоятельств.

А разве на восьмерках-MR не было проблем с трансмиссиями?

Андрей Жигунов:  На «эмэрках» были, там стояли очень слабые коробки передач от Ниссан Премьера, которые в принципе на таких нагрузках не рассчитаны работать. Сейчас от той конструкции вся Европа и весь мир отказались.

Раньше тоже машины так сильно ломались? Ты же ездил на Опеле, на Форде…

Андрей Жигунов:  Группа А – это совершенно другое дело по сравнению с нынешней группой N. У группы А очень большой запас прочности. Я понимаю, в чем заключается секрет надежности – мощности постоянно растут, а в использовании агрегатов для автомобилей группы N все жестко ограничены. Отсюда – и проблемы с выходом из строя трансмиссий.

В чем была причина аварии на ралли Южный Урал? Вы тогда перевернулись?

Андрей Жигунов: Это была ошибка в стенограмме, чисто моя ошибка. Перевернулись через крышу, не повредив ее, но помяли два крыла, капот, две двери и остались лежать на боку. Вокруг ни души, сами машину мы на колеса поставить не смогли. Там очень острый поворот, и он был длинный, а этого у меня записано не было. Я и на первом проходе там сильно занутрился, ошибся, а на втором проходе – вот…

Сколько сегодня человек в команде PRO-Sport Rally?

Андрей Жигунов:  Экипажи, механики, администрация – всего 18 человек. И каждый выезд на гонку – это выезд восемнадцати человек.

У тебя много друзей?

Андрей Жигунов:  К сожалению мало. Друзей - в моем понимании слова «друг». На которых можно рассчитывать в любых вопросах, в любое время… Таких людей в принципе мало – может время такое, может, ритм жизни изменился, и людям просто некогда становится общаться. Хотя я уверен, что некоторым из моих друзей я могу позвонить в любое время и они сумеют войти в мое положение… Ведь к друзьям обращаются когда тебе становится плохо. И я уверен, что эти люди смогут сделать все, что от них зависит, если вдруг понадобится.

А ты часто в своей жизни обращаешься за чьей-то помощью, или ты стараешься все проблемы решать сам?

Андрей Жигунов:  Конечно, я обращаюсь за помощью – есть масса вопросов, в которых я не имею необходимой компетенции. Тогда приходится обращаться к профессионалам своего дела, к людям, досконально разбирающимся в вопросе. А все, что я могу сделать сам, я делаю сам.

Как твоя семья относится к твоему увлечению автоспортом?

Андрей Жигунов:  Автоспортом как спортом или как средством зарабатывать деньги? Как к спорту – относятся нормально. Могу так сказать – дома меня поддерживают, за меня болеют.

Младшего Жигунова за руль автомобиля еще не сажал? Он сам порулить не просится?

Андрей Жигунов:  Ему пять лет, сам он ездить, понятно, не может, а если на колени посадить рулит во всю! (смеется). Занятие ребенка автоспортом требует достаточно много времени, я не готов сейчас ответить, смогу ли в следующем году уделять достаточно времени, чтобы сын начал заниматься гонками. Вообще у него есть отголоски такого желания – гонять. А если есть желание, то, имея свои возможности, конечно, я постараюсь приобщить его к автоспорту. Но здесь все зависит от его желания – если Артем не захочет заниматься гонками, он ими заниматься не будет.

У вас в команде перед каждой гонкой проводятся тесты?

Андрей Жигунов:  Нет, не перед каждой. У нас достаточно часто проводится тестовый день, как мы его называем. Максимум – полтора-два дня. Настройка двигателей, проверка всех узлов и агрегатов, смотрим, устраивают настройки пилотов или нет. Если что-то не нравится – тут же корректируем. Ехать надо на комфортном для себя автомобиле, я так скажу.

Ты много лет выступаешь в экипаже с братом, Игорем Тер-Оганесьянцем. С братом ездить проще или сложнее? Всем известно, что в каждом экипаже отношения бывают непростые – например, в случае ошибки пилота или штурмана…

Андрей Жигунов:  Я бы сказал, что у нас шикарные отношения в экипаже. Несмотря на то, что мы позволяем себе в процессе соревнований спорить или ругаться – ну, бывает, – нет никакой злости или обиды друг на друга. Даже наоборот. Если что-то происходит, мы событие анализируем, взвешиваем, обдумываем, и в результате это становиться очень полезной информацией на будущее, становится частицей опыта. Поэтому атмосфера в нашем экипаже очень комфортная, и я даже не представляю, как бы я смог поехать с кем-то другим.

Легко ли ты признаешь свою ошибку как пилота, если таковая случается?

Андрей Жигунов:  Если я как пилот совершаю ошибку – это, как правило, улет. Многое зависит от ситуации, и если все закончилось, скажем, пробитым колесом или повреждением подвески… Игорь никогда зря не скажет, он очень опытный человек, и он видит то, как я увернулся или не увернулся от камня. И я знаю, мог я увернуться от него или нет – если говорить о пробитых колесах. И если я все-таки не смог увернуться от камня и пробил колесо, Игорь мне доверяет, и никогда не будет говорить: «Ну, что ж ты так…»

У вас какая разница в возрасте?

Андрей Жигунов:  Десять лет.

Чувствуешь?

Андрей Жигунов:  Нет. Практически нет. Ну, может быть чуть-чуть. Игорь очень хороший человек и очень опытный штурман. Я уверен, что любой человек, будь он даже супер-профессионал, может ошибиться, от этого никто из нас не застрахован, и важно как эти люди внутри экипажа сумеют быстро исправить свою ошибку. Потеряна строчка в стенограмме? Нашли стенограмму. Срыв автомобиля – как быстро пилот может погасить скольжение при минимальной потере скорости. То есть главное – это умение как можно быстрее исправить ошибку, и здесь важно полное доверие и взаимопонимание.

Согласен с утверждением, что в ралли выигрывает не тот, кто может ехать быстрее, а тот, кто меньше ошибается?

Андрей Жигунов:  Однозначно. Это аллегоричное высказывание, но оно совершенно верное.

Сколько видеокамер стоит у вас на боевой машине?

Андрей Жигунов:  У нас стоит одна камера с четырьмя глазками.

Вы используете снятые материалы при подготовке к соревнованиям?

Андрей Жигунов:  Нет, в основном мы смотрим он-борды после соревнования, чтобы по горячим следам разобрать ошибки пилотов. Если возникают спорные моменты по трассе или пилотированию, например, еще на прописке, потом как-то не гладко прошло на гонке – мы садимся и разбираем конкретные места на допах. Что меня радует – у нас достаточно мало разногласий по видению дороги. Ошибки при записи, конечно, тоже случаются, но это в основном мои ошибки, не штурмана. В этом году одна такая ошибка случилась в Карелии. Я не понимаю до сих пор, как это произошло, видимо из-за пыли – так совпало, что это место мы три раза проезжали либо с остановкой, либо с серьезной потерей скорости. Это чисто моя ошибка, и я долго разбирался с причиной.

В этом году на трассах появились молодые и энергичные пилоты. С их появлением ты продолжаешь ехать в комфортном режиме или уже переходишь за грань?

Андрей Жигунов:  Если брать зимний сезон и начало летнего, «за грань» я старался нигде не переходить, если нет стечения обстоятельств или ошибки. И ехать было достаточно сложно, многие вещи я себе объяснить не мог. Но, начиная с Урала, все изменилось, это видимо был психологический барьер такой – что да, вот пришли молодые, и они действительно начали так ехать. И после уральской гонки я начал ехать по-другому, гораздо спокойнее внутри, начал делать то, что должен делать.

На всех этапах чемпионата страны сотни людей приветствовали раллистов – на трассах, у подиумов, на награждениях. Тебе как пилоту нравится наличие болельщиков на соревнованиях?

Андрей Жигунов:  Да, конечно! Но мне не нравится, когда люди стоят стеной вдоль дороги – это небезопасно. Мне нравится тот тип болельщиков, которых называют «продвинутыми» - люди приезжают на гонку и знают где можно стоять на допе, а где нельзя, когда размахивать флагами, а когда нет, когда обращать на себя внимание, а когда не нужно, и когда не нужно фотографировать, если это происходит на спецучастке ночью, потому что вспышкой по глазам – это мешает спортсменам. В любом случае наличие болельщиков на трассе поднимает бодрость духа экипажа. Наличие фан-клуба команды, наличие фанатов и болельщиков – это большой плюс для команды. Это придает уверенности в себе гонщикам, показывает, что люди оценивают твое мастерство.

Хочу сказать спасибо всей нашей команде, нашим болельщикам, за то, что поддерживают нас, радуются, когда мы побеждаем, огорчаются, когда мы проигрываем. И вообще всем тем людям, которые принимают участие, прямое или косвенное, в жизни команды и тем самым вносят свою лепту в наши успехи!