Авторевю: Финал Чемпионата России 2016
- 29.09.2016 10:13
Чемпионат России по ралли впервые финишировал в Адыгее. И как финишировал! Автор - Андрей Клещев, фото - Лина Арнаутова | организаторы | Иван Теслин.
Красочный старт в центре большого города, разноплановая трасса, масса местных спонсоров, оригинальные призы, оборудованные зрительские зоны и безопасность на высшем уровне. Все это — непременные атрибуты серьезных ралли в Европе. Однако теперь такое соревнование есть и у нас, в России! И имя ему — ралли Адыгея.
Хотите верьте, хотите нет, но маленькая южная республика познакомилась с раллийной дисциплиной всего лишь год назад! Однако гонщику из Майкопа Олегу Топорову, который до того поездил по всей стране и повидал, как надо или не надо организовывать соревнования, оказалось мало финала Кубка России. В этом сезоне Топоров сотоварищи замахнулись на проведение заключительного этапа чемпионата страны — и, по общему мнению, справились с этой задачей блестяще. Пожалуй, таких классных гонок у нас не было со времен новороссийского ралли Россия, когда оно входило в программу Кубка Восточной Европы!
Не обошлось в Майкопе, конечно, и без пары ложек дегтя — вроде грязи в сервисном парке или запредельной средней скорости в 157 километров в час, показанной лидером на одном из спецучастков. Однако эта «пара ложек», вопреки обыкновению, не испортила общую бочку меда под названием ралли Адыгея—2016. Довольны соревнованиями оказались все — и победители, и проигравшие. Что, согласитесь, бывает совсем не часто.
В двух из пяти главных «номинаций» чемпионата страны обладатели золота стали известны заранее. Российско-латвийская команда Prospeed—Uralasbest стала недосягаемой для соперников еще в июле на Урале, а петербуржцы Дмитрий Воронов и Василий Кричевский оформили чемпионские звания в «двухлитровом» моноприводном классе R3 на августовском ралли Гуково. И очень вовремя — потому как в Адыгее свежеиспеченных обладателей золота оба дня преследовали неудачи. В субботу на Калине Воронова вышел из строя привод, а в воскресенье Дмитрий уже в третий раз за сезон столкнулся с поломкой рулевого управления!
Правда, соперники петербуржца по классу R3 в Адыгее тоже не блистали — из четырех экипажей до финиша смог добраться только один. Лидировавший после первого дня краснодарец Николай Копырин (Honda Civic) в воскресенье вылетел с трассы, и на высшую ступень пьедестала взошел питерский дуэт в составе Павла Шишкина и Сергея Якименко на фордовской Фиесте.
Не сложилась гонка для команды Lada Sport Rosneft и в «младшем» классе R2, где главным фаворитом числился ростовчанин Евгений Суховенко. Пилот ярко-желтой Калины с большим отрывом возглавлял моноприводный пелотон, когда на его машине сломался один из рычагов в передней подвеске. В одно мгновение чемпионские надежды Суховенко растаяли, как дым, а два первых места в 1600-кубовом классе и в гонке, и по итогам всего сезона поднялись два вчерашних дебютанта первенства!
Петербуржец Михаил Миронов, выступавший на хэтчбеке Ford Fiesta R2, стал обладателем золота, а его супруга Анастасия, стартовавшая на Фиесте предыдущего поколения, завоевала серебро. И ведь не скажешь, что награда сама упала в руки отчаянной пилотессе с берегов Невы. Настя буквально пробилась в Адыгее на пьедестал, преодолев технические проблемы и обогнав в честной борьбе пятерку соперников во главе с многоопытным Олегом Краюшкиным из Подмосковья.
Другой Олег — Топоров — был в Майкопе не только гостеприимным хозяином, но и «изнутри» инспектировал работу всех служб по ходу гонки. В качестве непосредственного участника соревнований — ведь гонщик из Адыгеи выступает в чемпионате страны по полной программе. Перед стартом домашнего этапа Олег все еще сохранял шансы на золото в «серийном» полноприводном классе N4.
И Топоров опередил-таки в очном споре лидера чемпионата, екатеринбуржца Сергея Ременника, также стартовавшего на Mitsubishi. Однако очков за третье место в общем зачете гонки южанину все же не хватило, чтобы ликвидировать все свое отставание от уральца. Так что статус-кво в серии сохранился: Ременник стал новым чемпионом страны в «серийном» классе, а Топоров довольствовался серебром.
Имя победителя гонки в абсолютном зачете было известно, по сути, еще до торжественного открытия — ведь на старт в Адыгее вышел самый быстрый из российских раллистов, петербуржец Алексей Лукьянюк. Победитель этапов чемпионата Европы давно не появлялся на отечественных трассах, однако приехал в Майкоп, чтобы поддержать своего земляка Станислава Травникова в споре за титул абсолютного чемпионата страны. Со своей задачей Лукьянюк, оседлавший Mitsubishi Lancer Evo X команды Prospeed-Uralasbest, справился блестяще, выиграв все восемь спецучастков горной гонки. А вот Травникову до заветного призового места в Майкопе дотянуться так и не удалось — в начале гонки Станислава отбросили назад проблемы с топливной системой его Лансера и штраф за затянувшийся сервис. Как потом ни старался петербуржец, выше пятой строчки в итоговом протоколе ему подняться так и не удалось…
Кто же стал абсолютным чемпионом страны? Неувядаемый москвич Сергей Успенский, для которого это раллийное золото стало уже восьмым по счету! А всего в «копилке» заслуженного мастера спорта теперь уже полтора десятка титулов чемпиона страны, добытых им также в трековых и кольцевых гонках.
Но нынешний почетный трофей дался Успенскому совсем нелегко. Из-за травмы, полученной на ралли-марафоне Шелковый путь, Сергей вынужденно пропустил уральский этап чемпионата России. Да и перед стартом в Адыгее москвичу и его штурману Марине Даниловой пришлось поволноваться — в закрытом парке сел аккумулятор их Subaru! Завести Импрезу все же удалось, но ценой немалой нервотрепки. Которая продолжилась и на финише первого дня, который москвичи заканчивали с грозящей в любой момент отказать коробкой передач. И только после того, как ее заменили на сервисе, судьба перестала испытывать Успенского на прочность. В воскресенье Сергей ехал в свое удовольствие и, уступив только Лукьянюку, заслуженно стал вторым в этой гонке.
После финиша соперники не скупились на похвалы в адрес свежеиспеченного 15-кратного чемпиона страны. «Мы просто должны равняться на такого человека, — заметил Алексей Лукьянюк. — Столько ездить и не сдаваться — это дорогого стоит!» И «Лукас» ничуть не кривил душой — ведь завоевать раллийное золото в 58 лет, как это сделал Успенский, под силу далеко не каждому…
Ралли Адыгея
Чемпионат России, 6-й этап
Майкоп (республика Адыгея), 24-25 сентября
Стартовало 29 экипажей, классифицировано 17
Абсолютный зачет
Место | Экипаж | Город | Автомобиль | Зачет | Время |
1 | А.Лукьянюк/М.Соскин | Санкт-Петербург | Mitsubishi Lancer Evo X | N4 | 1:02.09,1 |
2 | С.Успенский/М.Данилова | Москва | Subaru Impreza R4 | Абс. | +1.29,1 |
3 | О.Топоров/П.Мухина | Майкоп | Mitsubishi Lancer Evo IX | N4 | +2.26,1 |
4 | С.Ременник/М.Розин | Асбест | Mitusbishi Lancer Evo X | N4 | +3.06,7 |
5 | С.Травников/А.Башмаков | Приозерск | Mitsubishi Lancer Evo IX R4 | Абс. | +4.15,0 |
6 | Д.Нихаев/А.Босых | Краснодар | Mitusbishi Lancer Evo VIII | N4 | +6.03,9 |
7 | П.Щербаков/А.Горюнов | Санкт-Петербург | Mitusbishi Lancer Evo VIII | N4 | +6.22,4 |
8 | М.Миронов/М.Романцев | Санкт-Петербург | Ford Fiesta R2 | R2 | +13.08,8 |
9 | А.Кухарев/А.Соколов | Новороссийск | Subaru Impreza | N4 | +13.25,6 |
10 | Д.Яквашев/Д.Теслин | Туапсе | Subaru Impreza | N4 | +15.51,8 |
11 | А.Миронова/А.Крылов | Санкт-Петербург | Ford Fiesta Mk6 | R2 | +18.45,8 |
12 | П.Шишкин/С.Якименко | Санкт-Петербург | Ford Fiesta ST | R3 | +19.01,5 |
Итоговое положение в Чемпионате России среди пилотов (абсолютный зачет)
Место | Экипаж | Город | Автомобиль | Время | |
1 | Сергей Успенский | Москва | Subaru Impreza R4/Mitsubishi Evo IX R4 | 204 | |
2 | Станислав Травников | Приозерск | Mitsubishi Lancer Evo IX/Evo IX R4/Evo X | 202 | |
3 | Серей Ременник | Асбест | Mitsubishi Lancer Evo X/Evo IX | 174 | |
4 | Олег Топоров | Майкоп | Mitsubishi Lancer Evo IX/Evo VIII | 162 | |
5 | Игорь Буланцев | Москва | Mitsubishi Lancer Evo X | 97 | |
6 | Михаил Миронов | Санкт-Петербург | Ford Fiesta R2 | 74 |