Ралли Пено 2008: Гамбургский счет
- 19.01.2008 02:00
На финише финального допа тревожно ждали. Уже отметились и отправились в сервисный парк десятый, двенадцатый, двадцать второй номера, а третьего все не было.
… Машины, обдавая стоящих у судейского автомобиля облаком сладкого гоночного выхлопа, прилетали с допа, отмечались и, рыча, отправлялись в расположение техничек, где с поздравлениями их встречали механики и немногочисленные зрители…
…Вибрацию на руле он услышал на прямой через несколько километров после старта. Ч-черт! Не все с утра шло как по маслу, но все получалось и складывалось. Новый штурман, непривычно широкая и быстрая трасса, яркое солнце в частых просветах зимнего леса… К заключительному допу у них уже было 33 секунды от ближайшего соперника – а ведь тех, кому победа с этой гонке была крайне необходима, было пятеро… нет – семь экипажей! И никто не собирался сдаваться до последнего метра! Сто пятьдесят километров позади, бесконечные повороты, подбросы, снова повороты, искрящаяся лента зимней дороги и ревущий на полном газу двигатель. Неет, это гонка моя. Моя!..
С братом ему ехалось спокойнее. Сергей – опытный штурман, и знакомы оба давно, даже на тренировках садились вместе в одну машину – но тестовый участок на сборах это одно, а напряжение чемпионата страны, с его внезапными случайностями, с предельной нагрузкой на машину, с максимальной концентрацией в сжатых руках на руле – это совсем другая история.
На прошлом этапе они неловко, неожиданно жестко, пришли с трамплина, подвеска сработала на пробой, сильно тряхнуло – и Игорь даже зажмурился от пронзившей спину боли. Который год вместе, в одном экипаже, сколько пройдено рука об руку трамплинов, бродов, сколько подиумов и чемпионских лент… Сказалась прежняя травма. Врачи были непреклонны – на какое-то время об участии в гонках придется забыть. Нет, черт возьми, нет – команда, механики, инженеры – ведь вся жизнь, с раннего утра, когда по Москве еще можно проехать без изнуряющих нервы и сцепление пробок до вечера, часто случается и позднего, посвящена этим секундам, о которых многие судят по страницам финишных протоколов и по новостям из интернета.
Но даже не разум – тело взяло верх, и пошел по сотовым сетям звонок в Прибалтику: «Серега, слушай, а как ты смотришь поехать следующую гонку с Андреем?». Как. Об этом мечтают многие – оказаться в правом кресле в машине Жигунова на ралли. Ходят легенды о «двадцати километрах страха» - тарзанка и прыжок с парашютом детские игрушки по сравнению с проехать с Жигуновым в боевом режиме Лумиваару… В твоих глазах ужас, и мурашки устали нарезать круги по мокрой спине, а он отточенным движением ставит еще на прямой машину боком на ста сорока, видя перед собой то, что откроется тебе своей невероятностью через целых три секунды…
…Судьи монотонно отмечали времена в протянутых им контрольных картах, девушка-информатор, закрутившаяся с утра как белка с диктофоном, механически обращалась к переводящему дыхание пилоту с риторическим вопросом, как прошел спецучасток. Заканчивался второй день головокружительной гонки, море событий, смены лидеров в классах, сходы, поломки, отыгранные на трассе секунды… Из-за деревьев появился белый, с красными полосами, Лансер под номером три и, нелепо припадая на переднее колесо, остановился у судейской машины. Штурман со своей стороны протянул судьям карту. Девушка-информатор сделала шаг к открытому окну пилота, рука с диктофоном пошла, усталая улыбка и вопрос – пошла. Но осеклась. За каменным лицом сидевшего за рулем была буря. Шторм. Ураган. «Пожалуйста, не сейчас» - сказал, крепко заставив себя… Черт побери!..
… Восемь бешеных спецучастков было уже позади, на трех они были лучшими. Отрыв от ближайшего соперника – тридцать три секунды. Пара минут вздохнуть перед финалом – тридцать четыре километра, тридцать четыре километра поворотов, трамплинов, тянущих к тебе свои искры сугробов – и в конце блестящий на солнце кубок. Пристегнулись. Готовы. Поехали!..
«Мы перед девятым допом стояли, Андрей говорит – отрыв более чем достаточный, нет смысла чересчур рисковать. Тридцать три? Отдадим двадцать, поедем с запасом. И ведь поехали! Шли посередине, никаких касаний сугробов, никаких обочин. Через несколько километров пошла вибрация, как потом уже выяснилось – покрышка начала расслаиваться, и оторвался небольшой кусок протектора. Шли осторожно по траектории, через пару километров вибрация внезапно усилилась, но машина более-менее рулилась. И потом, ну вот просто на прямом участке – колесо просто лопнуло! А оставалось еще почти пятнадцать километров до финиша!»
…Вибрацию на руле он услышал на прямой через несколько километров после старта. Ч-черт! Не все с утра шло как по маслу, но все получалось и складывалось. Новый штурман, непривычно широкая и быстрая трасса, яркое солнце в частых просветах зимнего леса… К заключительному допу у них уже было 33 секунды от ближайшего соперника – а ведь тех, кому победа с этой гонке была крайне необходима, было пятеро… нет – семь экипажей! И никто не собирался сдаваться до последнего метра! Сто пятьдесят километров позади, бесконечные повороты, подбросы, снова повороты, искрящаяся лента зимней дороги и ревущий на полном газу двигатель. Неет, это гонка моя. Моя!..
***
Я лежал в дурацкой гриппозной кровати, окруженный зашкаленными градусниками, таблетками на прикроватной табуретке, на полную открытым он-лайн интернетом и регулярными эсэмэсками в сотовом телефоне. Я не был на гонке, но я на ней был. Нам с ним по тридцать шесть, раньше и позже все воспринимается иначе. Я не стал ему звонить, не хотелось быть по-деловому жестоким и лживо сентиментальным.
И я набрал Таллинн.
«Да мы всех порвали на самом деле. Не все шло так гладко, как могло показаться в сети. Стенограмма у Андрея оказалась намного сложнее, чем та, к которой я привык. Гонка очень красивая, погода отличная, дорога хорошая… Андрюха – выдающийся гонщик, действительно выдающийся! Со своими проблемами, обыкновенный человек, как и все. Мы очень даже сработались; конечно, не без вопросов, не без шероховатостей, и я скажу тебе – мне было трудно местами. Но… Я очень доволен… Всем, кроме результатов. Просто на прямой дороге, просто взорвалось колесо…Никаких сугробов, ударов… Просто на прямой…»
… Когда средние скорости на допах превышают сто сорок километров в час, когда полторы секунды на тридцати километрах меняют лидера гонки, когда кто-то ошибается, цепляет бруствер, слышит грохот не выдержавшей детали машины, на долю вздоха ошибается с входом в сотый опасный поворот… да есть тысяча причин, подстерегающих каждого, кто бросает вызов скорости и времени – тридцать три секунды, отделяющие первого от остального канала, и есть гамбургский счет. Это была его гонка.
Alex Nakhapetov, RallyRUS, Санкт-Петербург