Авторевю: Ралли Белые ночи - победа в память о товарищах
- 06.07.2017 16:00
Обзор ралли Белые ночи 2017 от Авторевю. Автор: Андрей Клещев. Фото: Андрей Клещев | Денис Кузнецов | Илья Федоров | Андрей Лебедев
За последний год российское ралли потрясли сразу две трагедии: в сентябре 2016-го на тренировках в Тверской области погиб экс-чемпион страны по ралли-рейдам Евгений Фирсов, а в мае 2017-го во время тестовых заездов на Псковщине смертельные травмы получил столичный ветеран Алексей Лядухин. Однако в минувшие выходные оба прославленных гонщика вновь, образно говоря, вышли на старт — фамилии Фирсова и Лядухина были на бортах Mitsubishi Андрея Жигунова и Игоря Тер-Оганесьянца, которые решили таким образом почтить память погибших товарищей на ралли Белые ночи.
Экипаж столичных братьев не выступал в Карелии с 2013-го года, когда, завоевав свой очередной чемпионский титул, Жигунов решил повесить шлем на гвоздь. Однако за четыре прошедших года Андрей отнюдь не растерял своей скорости: отдав соперникам пару спецучастков в самом начале, он захватил лидерство уже на СУ3 — с тем, чтобы не отдавать его никому до самого финиша! К слову, нынешняя победа на ралли Белые ночи стала для Жигунова и Тер-Огансеьянца уже пятой — до этого братский дуэт выигрывал старейшую российскую гонку в 2004, 2005, 2006 и 2013 году.
Впрочем, лидерам Чемпионата России не было особой нужды гоняться за Андреем и Игорем. Почему? Да потому, что нынче медали в «высшей лиге» разыгрываются не просто среди сильнейших раллистов страны (что было бы логично), а только среди тех, кто заявлен в серию! А поскольку срок приема заявок на участие в первенстве истек еще в мае, то Жигунов на зачетные очки в Карелии уже не претендовал. И потому никак не мог помешать «разборкам» за золото между 15-кратным чемпионом России москвичом Сергеем Успенским и петербуржцем Станиславом Травниковым.
После победы на ралли Гуково Успенский приехал в Сортавалу лидером серии. Однако главным фаворитом был все же не он — автомобили Subaru, на которых выступает столичный ветеран, традиционно уступают на быстрых карельских дорожках машинам марки Mitsubishi. Да и счет побед на Белых ночах был в пользу выступающего на Лансере Травникова: Стас выигрывал эту гонку трижды, а Сергей Вадимович — всего один раз, в далеком 1999 году.
Сенсации не случилось: Травников оказался быстрее и на этот раз, закончив гонку вторым — в 43 секундах позади Жигунова. А вот Успенский был классифицирован только 21-м, раскурочив в первый день подвеску своей Subaru о неприметный камень у обочины. Правда, 15 «штрафных» минут, полученные за рестарт по системе Супер-ралли, все же не помешали Сергею набрать несколько зачетных очков. И хотя в турнирной таблице Травников теперь заметно опережает столичного ветерана, оба они сохраняют шансы на чемпионство в преддверии финального этапа турнира, уральского ралли Эковер.
Тот же злополучный камень, что подкосил машину Успенского, испортил гонку еще двум быстрым «полноприводникам» — петербуржцам Павлу Щербакову и Илье Лотвинову, выступающим на Mitsubishi. Первый из них в итоге сошел, а второй потерял из-за пробитого колеса почти четыре минуты. И хотя впоследствии Лотвинов выиграл пару спецучастков и вообще демонстрировал хороший темп, этого хватило лишь для того, чтобы пробиться на финише в первую шестерку.
Чем еще запомнилось ралли Белые ночи образца 2017 года? Первым стартом в нашей стране полноприводного автомобиля «продвинутой» (по сравнению с привычными для Subaru и Mitsubishi) международной категории R5. Оседлавший 280-сильную фордовскую Фиесту Сергей Попов не посрамил продукцию британской фирмы M-Sport: сибиряк открыл счет своим победам на спецучастках чемпионата России и закончил гонку третьим, в каких-то секундах позади Станислава Травникова.
А еще Белые ночи подтвердили класс пилотов фирменной команды Lada Sport Rosneft. Петербуржец Дмитрий Воронов и ростовчанин Евгений Суховенко на своих Калинах не только были быстрейшими в «моноприводе», но и боролись за места в пятерке абсолюта! Правда, задачу-максимум на эту гонку вазовцы так и не выполнили: если Воронов уверенно выиграл гонку в зачете R3, то Суховенко во второй день перевернулся, потерял пять минут и пропустил из-за этого вперед сразу нескольких соперников. В числе них был и основной конкурент Евгения в российском первенстве, калининградец Дмитрий Мячин. В итоге пилот французского хэтчбека Peugeot 208 R2 не только выиграл гонку в 1600-кубовом классе, но и досрочно стал чемпионом страны в «младшей» моноприводной категории.
В классе R3 Воронов тоже стал недосягаемым для своих конкурентов. Однако судьба титула Дмитрия теперь находится в руках у его соперников! Ведь для того, чтобы чемпионат России в том или ином классе был признан состоявшимся, на финише сезона в протоколе должно быть, как минимум, десять пилотов с зачетными очками. А в категории R3 их пока значится только девять…
Помимо наград этапа чемпионата России, на Белых ночах разыгрывались и призы моносерии Lada Rally Cup. Лучшим по чистой скорости в состязании восьмерки пилотов на 160-сильных хэтчбеках Лада Калина NFR стал екатеринбуржец Денис Ростилов. А вот самым удачливым — петербуржец Павел Туфрин! После того, как гость с Урала потерял несколько минут на замене пробитого колеса, а еще один представитель города на Неве Юрий Аршанский покинул гонку из-за поломки коробки передач, именно Павел стал победителем четвертого этапа серии Lada Rally Cup. Ну а попутно Туфрин прибрал к рукам бронзу в зачете R2 чемпионата России — впереди Павла финишировали только Дмитрий Мячин на Peugeot 208 и еще один петербуржец Сергей Терентьев, выступавший на более мощной «восьмерке».
Участники чемпионата страны соберутся вместе вновь лишь в начале августа — все призеры в «высшей лиге» станут известны на уральском ралли Эковер.
Ралли Белые ночи
Чемпионат России, 5-й этап
Сортавала - Лахденпохья (республика Карелия), 30 июня - 1 июля
Стартовало 42 экипажа, классифицировано 30
Абсолютный зачет
Место | Экипаж | Город | Автомобиль | Зачет | Время |
1 | А.Жигунов/И.Тер-Оганесьянц | Москва | Mitusbishi Lancer Evo IX | N4 | 55.20,9 |
2 | С.Травников/А.Башмаков | Приозерск | Mitusbishi Lancer Evo X | N4 | +43,9 |
3 | С.Попов/А.Галькевич | Хабаровск | Ford Fiesta R5 | Абс. | +54,2 |
4 | Д.Воронов/А.Даниловский | Санкт-Петербург | ВАЗ-2192 | R3 | +2.43,0 |
5 | В.Казаков/Д.Яковченко | Москва | Mitusbishi Lancer Evo IX | N4 | +4.06,5 |
6 | И.Лотвинов/П.Шевцов | Санкт-Петербург | Mitusbishi Lancer Evo VIII | N4 | +4.38,5 |
7 | Д.Мячин/А.Горланов | Калининград | Peugeot 208 R2 | R2 | +5.25,4 |
8 | С.Терентьев/С.Бойкиня | Санкт-Петербург | ВАЗ-21083 | R2 | +5.57,4 |
9 | П.Туфрин/Ю.Куликов | Санкт-Петербург | Лада Калина NFR | R2 | +6.19,1 |
10 | В.Леонтьев/И.Леонтьев | Санкт-Петербург | Honda Civic Type-R | R3 | +7.17,1 |
Положение в Чемпионате России среди пилотов (абсолютный зачет)
Место | Пилот | Город | Автомобиль | Очки | |
1 | Станислав Травников | Приозерск | Mitsubishi Lancer Evo X/Evo IX | 216 | |
2 | Сергей Успенский | Москва | Subaru WRX STI/Impreza R4 | 179 | |
3 | Игорь Буланцев | Москва | Mitsubishi Lancer Evo X/Evo IX | 134 | |
4 | Дмитрий Воронов | Санкт-Петербург | ВАЗ-2192 | 107 | |
5 | Владислав Казаков | Москва | Subaru Impreza/Mitsubishi Lancer Evo IX | 99 | |
6 | Дмитрий Мячин | Калининград | Peugeot 208 R2 | 92 |