Авторевю: Это Асбест, детка!
- 10.08.2017 11:02
Представляем обзор ралли Эковер 2017 от Авторевю, автор - Андрей Клещев. Фото: Андрей Клещев | Лина Арнаутова | Антон Басанаев | Сергей Файзулин | Юра Коев | fly-ural.ru
Отечественное раллийное первенство завершилось в этом году как никогда рано — в самом начале августа. А имена чемпионов страны в моноприводных классах определились еще в конце июня, на ралли Белые ночи. Не потому ли на уральский финал приехало так мало участников — всего 12 экипажей? Правда, еще 14 дуэтов стартовали на ралли Эковер в зачете очередного этапа Кубка России, так что, в общем и целом, гоночный пелотон выглядел вполне нарядно.
Такой антураж можно увидеть только на уральских гонках. Ну, а Жигули челябинцев Руслана Мухамантурова и Николая Степанова с легкостью поместятся здесь в ковш шагающего экскаватора!
Ареной финальных баталий в российском первенстве стало место весьма примечательное — город Асбест в Свердловской области, который славится крупнейшим в мире действующим карьером по добыче хризотила. Длина этого гигантского разреза составляет восемь километров, максимальная ширина — два с половиной, а глубина — 350 метров! С верхней кромки карьера даже работающие внизу 110-тонные БелАЗы кажутся букашками, а раллийные машины, наверное, и вовсе потерялись бы. Ну а лучше всего оценить масштабы разработок Баженовского месторождения, которые ведутся с далекого 1889 года, можно с помощью панорамы.
Впрочем, соревновались спортсмены не в самом карьере, а по соседству — трасса ралли Эковер проложена по огромным отвалам, куда свозится вскрышная или переработанная порода. О размере этих многоуровневых площадок можно судить по длине спецучастков: на отвалах с легкостью уместились три допа длиной 15, 25 и 27 километров — и еще на столько же места осталось! При этом «карьерная» трасса, благодаря стараниям организаторов и комбината Ураласбест получилась вовсе не медленной, а ровной и достаточно быстрой — средняя скорость лидеров на спецучастках оказалась в пределах 94-112 км/ч.
Гоночное действо началось вечером в субботу — после торжественного открытия гонки в центре Асбеста, которое сопровождалось концертом и выступлениями мотофристайлеров, спортсменов ждал спецучасток Кросс. А болельщиков — лучшая раллийная зрительская зона во всей стране: здесь с естественного возвышения отлично просматривается несколько километров трассы и сразу четыре искусственных трамплина! Соревнование по прыжкам в высоту и длину с гигантского Авианосца на этот раз выиграл петербужец Денис Громов на Subaru, а вот претенденты на титул абсолютного чемпиона России вели себя поскромнее, ограничившись менее экстремальными отрывами.
Так кто кого в этот раз — пятнадцатикратный чемпион страны Сергей Успенский или Станислав Травников, вечно проигрывающий спор за высшие российские награды? Москва или Питер? Subaru или Mitsubishi? Michelin или Pirelli, в конце концов?
В первый день — на двух проходах по Кроссу — претенденты на российское золото обменялись уколами. Травников был быстрее на СУ1, но Успенский ускорился на втором спецучастке, закончив день с преимуществом 0,9 секунды над Станиславом. И это после почти тридцати «боевых» километров! На утреннем воскресном спецучастке АТП Травников дважды оказался быстрее, перехватив у столичного мэтра лидерство. А дальше соперников ждало самое сложное испытание — 27-километровый СУ Мокринский с его лунным пейзажем и почти полным отсутствием ориентиров. О коварстве этого допа оба претендента на чемпионство знали не понаслышке — Успенский вылетал здесь с трассы на зимних гонках, а Травников списал свою Mitsubishi год назад, рухнув на ней с 20-метрового откоса…
Однако на этот раз госпожа Фортуна наконец-то повернулась к Травникову не филейной частью, а лицом — оба прохождения Мокринского Стас преодолел без сучка и задоринки! Отстававший перед финальным допом на двадцать секунд Успенский сражался до конца — и был настроен, как минимум, забить «гол престижа». Однако вместо этого москвич проиграл петербуржцу еще больше, напоровшись на торможении на камень и пробив из-за этого колесо. Тем не менее, сразу после финиша Успенский от души поздравил Травникова с чемпионством: «Стас много лет шел к этому, непросто шел — с огромным количеством аварий, поломок, разочарований. Поэтому я очень рад за него и искренне поздравляю с заслуженной победой!»
Любопытно, что из четырех членов экипажей главных дуэлянтов только один не стал чемпионом страны. Поскольку Травников по ходу сезона менял штурманов, а Успенский — зачеты, то высшая награда в «абсолюте» среди вторых водителей достались напарнице Сергея, Марине Даниловой, а ко-драйвер Стаса Алексей Башмаков стал обладателем золота в «младшем» полноприводном классе N4.
Третье место в абсолютном зачете чемпионата страны заранее застолбил за собой москвич Игорь Буланцев. А поскольку побороться за высшие награды он уже не мог, глава корпоративно-инвестиционного бизнеса Сбербанка заявился в Асбесте со своей женой Яной в зачет Кубка России, где чета Буланцевых сохраняет виды на золото. Ну а основными оппонентами москвичей и их Mitsubishi на Урале стали пермяки Григорий Трегубов и Елена Василенко, выступающие на Subaru.
Противостояние двух семейных дуэтов началось с «выстрела» Трегубова на СУ Кросс, где Григорий дважды опередил не только кубковых бойцов, но и всех лидеров чемпионата страны! А вот на более быстром допе АТП пермяк был вынужден рисковать еще больше — чтобы компенсировать «маломощность» Subaru по сравнению с Mitsubishi. Увы, не помогло — на первом проходе на Импрезе Григория соскочил ремень генератора, из-за чего машина осталась без усилителя руля, а на втором пермяк повредил автомобиль на одном из жестких «тычков». При этом Subaru еще и загорелась — масло из трансмиссии попало на раскаленный выпускной коллектор! И хотя ближе к финишу пламя потухло само собой, о каком-то приличном результате Григория из-за вытекшего амортизатора не могло быть и речи…
Отдадим должное и визави Трегубова, Буланцеву — Игорь отнюдь не дожидался проблем у соперника и сам ехал очень быстро. На СУ3 москвич опередил даже Успенского с Травниковым! А на финальном для участников Кубка России четвертом допе Игорь не сделал этого лишь из-за проблем с подвеской: левое заднее колесо на его Evo X за пару километров до финиша роешило жить собственной жизнью. Ну а сухой итог 14-го этапа Кубка России таков: Буланцевы — первые, Трегубовы — вторые, а челябинские субаристы Павел Соколов и Игорь Сурнин — третьи.
Следующий ход в споре за Кубок России сделают петербуржцы — на ралли Выборг, которое пройдет уже в эту субботу. Зато участники чемпионата страны могут отдыхать аж до январского ралли Карелия. Сезон-2018 в «высшей лиге» будет семиэтапным, и он впервые пройдет по формуле «3+1» — три лучших результата в первых шести гонках плюс финал. Ну а самое приятное — завершать чемпионат России следующего «созыва» будет живописнейшее ралли Адыгея, которое возвращается в строй после годичного перерыва.
Ралли Эковер
Чемпионат России, 6-й этап
Кубок России, 14-й этап
Асбест (Свердловская область), 5-6 августа
Стартовало 26 экипажей, классифицировано 16
Абсолютный зачет чемпионата России
Место | Экипаж | Город | Автомобиль | Зачет | Время |
1 | С.Травников/А.Башмаков | Приозерск | Mitusbishi Lancer Evo X | N4 | 1:15.24,9 |
2 | С.Успенский/М.Данилова | Москва | Subaru Impreza R4 | Абс. | +48,6 |
3 | В.Казаков/И.Максимов | Москва | Mitusbishi Lancer Evo IX | N4 | +4.27,6 |
4 | Д.Громов/С.Герасименко | Санкт-Петербург | Subaru Impreza N14 | N4 | +7.29,3 |
5 | Д.Ростилов/А.Рыбников | Екатеринбург | ВАЗ-2192 | R3 | +12.38,4 |
6 | С.Терентьев/С.Бойкиня | Санкт-Петербург | ВАЗ-21083 | R2 | +13.09,7 |
7 | В.Мещеряков/А.Игнатов | Екатеринбург | Лада Калина NFR | R2 | +14.15,7 |
8 | Д.Грамотеев/Д.Медведев | Екатеринбург | ВАЗ-11193 | R2 | +14.56,2 |
9 | П.Шишкин/С.Якименко | Санкт-Петербург | ВАЗ-21083 | R2 | +18.33,5 |
Абсолютный зачет Кубка России
Место | Экипаж | Город | Автомобиль | Зачет | Время |
1 | И.Буланцев/Я.Буланцева | Москва | Mitusbishi Lancer Evo X | Абс. | 46.24,7 |
2 | Г.Трегубов/Е.Василенко | Пермь | Subaru Impreza | Абс. | +56,2 |
3 | П.Соколов/И.Сурнин | Озерск | Subaru Impreza | Абс. | +2.14,7 |
4 | Д.Якушев/А.Фадеев | Пермь | ВАЗ-21083 | 2000Н | +4.12,6 |
5 | И.Цуканов/К.Никитин | Челябинск | ВАЗ-21083 | 2000Н | +4.47,9 |
6 | Е.Ротенберг/А.Кузьмин | Пермь | ВАЗ-21083 | 1600Н | +7.57,1 |
7 | П.Девятых/И.Шульц | Березовский | ВАЗ-2106 | 1600Н | +8.58,8 |
Итоговое положение в чемпионате России среди пилотов (абсолютный зачет)
Место | Пилот | Город | Автомобиль | Очки | |
1 | Станислав Травников | Приозерск | Mitsubishi Lancer Evo X/Evo IX | 228 | |
2 | Сергей Успенский | Москва | Subaru WRX STI/Impreza R4 | 216 | |
3 | Игорь Буланцев | Москва | Mitsubishi Lancer Evo X/Evo IX | 134 | |
4 | Владислав Казаков | Москва | Subaru Impreza/Mitsubishi Lancer Evo IX | 125 | |
5 | Дмитрий Воронов | Санкт-Петербург | ВАЗ-2192 | 107 | |
6 | Денис Громов | Санкт-Петербург | Subaru Impreza N14 | 95 |
Положение в Кубке России среди пилотов (абсолютный зачет)
Место | Пилот | Город | Автмобиль | Очки | |
1 | Александр Осипов | Санкт-Петербург | Mitsubishi Lancer Evo IX | 216 | |
2-3 | Игорь Буланцев | Москва | Mitsubishi Lancer Evo X | 180 | |
2-3 | Илья Лотвинов | Санкт-Петербург | Mitsubishi Lancer Evo VIII | 180 | |
4 | Григорий Трегубов | Пермь | Subaru Impreza | 168 | |
5 | Денис Ростилов | Екатеринбург | Лада Калина NFR | 158 | |
6 | Александр Русанов | Москва | Subaru Impreza | 149 |