Подлинная история Lada Samara T3. Без мифов и вранья
- 24.05.2020 10:58
Авторская статья Алексея Сергеева для Matador.tech об истории легендарной Lada Samara T3. Это рассказ о самом настоящем расследовании, которое провели, чтобы действительно собрать уникальную информацию, которую ранее нигде в мире не публиковали,
На дворе 2020 год. Зимой в Саудовской Аравии прошёл первый в истории этой ближневосточной страны «Дакар». Но вряд ли кто-то из его участников вспомнил о том, что в 2020 году тридцатую годовщину первого старта на «Дакаре» отметил один из самых загадочных ралли-рейдовых прототипов: Lada Samara T3.
«Самара тэ-три». Чего только ни рассказывают про этот автомобиль в статьях и видеороликах журналисты и блогеры. Мифов, легенд, неточностей и откровенного вранья вокруг этой машины едва ли ни больше, чем вокруг любого другого гоночного автомобиля российской марки – поспорить в виртуальном чемпионате «напридумываем как можно больше ерунды» с ралли-рейдовой «восьмёркой» могут, пожалуй, лишь Lada EVA и Lada 2105 VFTS. Но о них мы расскажем как-нибудь в другой раз. А сегодня наша героиня именно Lada Samara T3.
Почему она? Всё просто – есть два отличных повода. Во-первых, в 2020 году исполнилось ровно тридцать лет со дня дебютного старта этого автомобиля в ралли-рейдах: она дебютировала на ралли «Париж-Дакар» 1990 года. А во-вторых, ровно двадцать лет назад Lada Samara T3 совершила свой последний старт – это произошло в 2000 году на бахе «Трансаэро».
Но прежде чем рассказать о самом настоящем расследовании, которое нам пришлось провести для того, чтобы действительно собрать уникальную информацию, которую ранее нигде в мире не публиковали, мы напомним вам о предшественниках Lada Samara T3.
«Нива»
История появления первых ралли-рейдовых внедорожников, созданных командой Lada Poch, восходит к 1977 году. Жак Пок и его сын Жан-Жак Пок были большими фанатами советских автомобилей – семья занималась импортом продукции Волжского автомобильного завода. Появившаяся в 1977 году «Нива» ВАЗ-2121 надоумила Пока-старшего подготовить и заявить на старт первого в истории ралли-марафона «Париж-Дакар» не одну, а сразу две машины. [Скажем сразу – фотографии ралли-рейдовых «Нив» не будут привязаны к тексту, мы просто выбрали несколько интересных кадров разных лет].
Сказано - сделано: в 1978 году две Niva Proto отправились в бой. Правда там от «прото» ничегошеньки и не было – стандартные машины оснастили каркасом безопасности, баком для питьевой воды и дополнительным баком для топлива. Любопытно, что оба автомобиля сумели финишировать!
В 1980 году всё тот же ралли-марафон «Париж-Дакар» стал дебютным для новой версии гоночной «Нивы» – она получила мотор, который был форсирован до 110 л.с.
Ещё через год, взяв серийный блок цилиндров, команда Lada Poch сумела сделать из него мотор объёмом 1.8 литра и мощностью 140 л.с. И успех новой версии не заставил себя долго ждать – на финише гонки «Париж-Дакар» одна из двух «Нив» была третьей. В 1982 году Жан-Клод Бривуан на этой машине ещё улучшил результат – он занял второе место на «Дакаре».
Но почувствовав вкус успехов, команда Lada Poch решилась на агрессивный шаг – на ралли Atlas и ралли Фараонов в боевом режиме проходили тесты прототипа на базе «Нивы». Машина оснащалась мотором объёмом два литра и мощностью сто пятьдесят лошадиных сил! Однако и это было ещё не всё – в том же сезоне-1982 французский коллектив построил среднемоторную «Ниву». Её двух с половиной литровый двигатель развивал 180 л.с.
Постепенно мощность мотора росла – за пять лет, с 1983 по 1988 год, Lada Poch довела двигатель до 310 л.с. Прибавьте к этому использование карбона для создания некоторых деталей кузова и вы оцените всю «крутизну» данного автомобиля.
Но после создания восьмой по счёту модели на базе «Нивы» семья Пок решилась на неожиданный шаг – они решили построить новую ралли-рейдовую машину на базе легковушки Lada Samara.
Ну что же, перейдём к главной героине сегодняшнего рассказа? Для начала расскажем общеизвестные факты, после чего ждите уникальных подробностей…
В 1989 году команда Lada Poch пропустила основные старты, потратив все ресурсы на создание нового оружия под названием Lada Samara T3. В первый год французы вложили в этот проект, ни много, ни мало, 25 миллионов франков, впрочем, часть из этих денег вроде бы дал советский «Автоэкспорт». Программа выступлений была намечена до 1993 года, и полный бюджет должен был составить 69 миллионов франков.
Итак, после того как у Пока родилась идея создания нового прототипа, ему нужно было заручиться чьей-то поддержкой. И он нашел лучшего из лучших – выходец из команды Lada Poch Жаки Икс, хлопнув дверью, ушел из заводской рейдовой команды Peugeot. Ушел, унося в голове все наработки французов и, что тоже очень даже пригодилось, имея отличные связи с компанией Porsche. Икс был не просто пилотом – именно он вместе с Жаком Поком стал отцом-основателем проекта Lada Samara T3.
Благодаря связям Икса с Porsche немецкая компания предоставила важнейшие агрегаты – прежде всего, двигатель объёмом 3,6 литра и систему полного привода от Porsche 911 Carrera 4 (так называемой Porsche 964).
Собственно созданием Lada Samara T3 занимались две инжиниринговые компании: Oreca и SERA (Société d'Etudes Réalisations Automobiles). От ВАЗ-2108 гоночная «восьмёрка» унаследовала лишь лобовое стекло, фары и задние фонари, дверные ручки и... эмблему на фальшрадиаторной решетке!
Кузов представлял собой трубчатую пространственную раму, на которую навешивались агрегаты и углепластиковые наружные кузовные панели.
Дебют новинки состоялся сразу на главном мировом ралли-рейде – первым стартом стал «Париж-Дакар» 1990 года. Команда стартовала тремя экипажами – лидерами должны были стать экс-пилоты «Формулы-1» Патрик Тамбэ и Жаки Икс, а поддержку им должен был оказывать Жером Ривьер. Однако двигатель Porsche на машине Тамбэ приказал долго жить еще во время пролога, и трио быстро превратилось в дуэт. Тем не менее, гонщики команды Lada Poch неплохо отработали дебютную гонку – Икс финишировал седьмым, а Ривьер занял одиннадцатое место. При этом на семнадцатом спецучастке бельгиец и француз одержали двойную победу.
Продолжени: здесь
_____________________
Автор благодарит Патрика Хаука, Рубена Агикьяна и Сергея Таланцева за помощь в подготовке данного материала.
В статье использованы фотоматериалы из архивов Рубена Агикьяна, Сергея Таланцева, Андрея Гущина, Владислава Буцева, Жака «ЖаДе» Девизме, Алексея Сергеева, сайта porschecarshistory.com и участников форума rcforum.ru.