Ралли Карелия 2021: Итоговый пресс-релиз
- 25.01.2021 17:00
УРАГАННЫЙ ОГОНЬ ПОСЛЕ БУРАНА в начале борьбы за чемпионский титул. Пресс-релиз No2. Игорь Апухтин, руководитель пресс-центра
Еще не было такого начала сезона Чемпионата России по ралли. Накануне старта, в четверг вечером, вспоминали с коллективом организатора - Автомобильной федерации Санкт-Петербурга и Ленинградской области - когда же в последний раз природа наносила такой мощный удар за окном стеной шёл снег, ураганный ветер с Ладоги заносил ещё накануне расчищенные дороги сугробами по колено, и приходило понимание, что возможности местных дорожных служб, позволят трассу в общем и целом снова расчистить. Но первые четыре спецучастка, которые гонщикам предстоит проехать в пятницу, 22 января, полностью, скорее всего, на все 100% не удастся, поскольку синоптики прекращения снегопада не обещали.
Да, нечто похожее здесь было в 2003-м году. Было и в 2019-м, но, опять-таки, иначе, когда стихия заснежила ко второму дню, и спортсменам, среди которых тогда был и Виталий Петров, решивший на время вернуться в ралли из кольцевого автоспорта и потренироваться, приходилось тяжко: белая пелена полностью скрадывала ориентиры, и разглядеть, где кончается граница дорог и начинается обочина, а то ещё и с кюветом, было невозможно. Но тогда гонщики с тяжёлыми условиями справились. Была надежда, что справятся и на этот раз. Хотя бы какая-то часть стартующих в борьбе за зачётные очки, призы и победу как на этом, первом этапе чемпионата России, так и во всём пятиэтапном чемпионате.
Да, к утру дня старта, пятницы, буран поутих, и в середине дня было относительно прилично и морозно, но к вечеру погода разыгралась снова. И, как и ожидалось, на первом же спецучастке «Куркиёки» перед трамплином оказалось сложное место, которое было заметено. Большинству экипажей удалось решить проблему с проездом этого перемёта, но не всем. Один из экипажей разворачивает перед трамплином на высокой скорости. Вылет с трассы - и на траектории оказываются двое зрителей. Перелом ноги у одного и травмы лица у другого. Спецучасток остановлен, пострадавших госпитализируют, и следующее прохождение этого СУ приходится отменять, поскольку организатору необходимо обеспечить работу дознавателей.
Такие происшествия на трассах ралли периодически случаются, и вины гонщиков в них нет - они знают, что находятся на закрытом для постороннего движения участке трассы, где могут развивать максимальную скорость, и за действия третьих лиц ответственности не несут. А организатор перед каждым соревнованием издаёт и в печатном виде, и публикует на сайте «Памятку для зрителей», где обозначены все типовые опасные места, где стоять запрещено. И здесь речь идёт исключительно о том, насколько зрители выполняют требования организатора, а также об опыте просмотра ралли: к каждому зрителю маршала безопасности приставить невозможно.
- Мы трактуем эту ситуацию как несчастный случай - и это действительно так, - комментирует директор Автомобиль ной федерации Санкт-Петербурга и Ленинградской области Ольга Сивачёва.- Перед стартом автомобилей участников по трассе проходит автомобиль без опасности, оснащённый громкоговорителем, и комиссар по безопасности предупреждает зрителей о начале соревнований и потенциальной опасности нахождения вблизи трассы. Потому что кто-то из гонщиков может не справится с управлением. Как правило, зрители собираются в уже известных и специально отгороженных мягким ограждением (сигнальной лентой)местах. Жёсткие ограждения мы не используем специально, поскольку если автомобиль вылетает с трассы и сносит, предположим, металлическую решётку, то для зрителей и участников - это дополнительный травмоопасный фактор. Здоровье пострадавших опасений не вызывает, но одному из них мы сейчас оказываем дополнительную помощь и постараемся перевести его в одну из клиник Санкт-Петербурга для того, чтобы человек смог получить необходимое лечение в области челюстное-лицевой хирургии.
- Я присматривал именно это место и именно эту точку для фотосъёмки, - делится впечатлениями Максим Морозов, фотограф Sport Media Team, с которым мы разговаривали в сервис-парке ралли. - И подумал, что если кого-то начнёт раскручивать на подходе к трамплину, то с большой вероятностью автомобиль прилетит именно в это место. На противоположной стороне было безопаснее, но там не очень интересный ракурс. И в последний момент я решил поехать в другое место, на интересный поворот.
497,97 километра хороших зимних дорог - знаменитых «трёхмерный карельских вертушек!, из которых 138,46 км - дистанция двенадцати специальных скоростных участков. 47 экипажей на старте - 31 на финише сход менее половины участников - для Карелии это слишком хорошо, обычно потери исчисляются половиной «боевого канала». Борьба в трёх зачётных группах - N4, R3 и R2, а также в абсолютном зачёте.
Под аплодисменты на старте появился экипаж Денис Кротов - Константин Жильцов, основная спортивная специальность - ралли-рейды. Ещё в декабре стало известно, что Жильцов из-за заболевания коронавирусом не выйдет на старт ралли-марафона Дакар-2021, который он должен был провести в экипаже вместе с Кротовым.
- Уверен, что все автоспортсмены, которые участвуют в ралли-рейдах рано или поздно начинают мечтать попасть на Дакар (так называемые Олимпийские Игры по ралли-рейдам) и живут под девизом великого Тьерри Сабина: «Вызов для тех, кто решился, мечта для тех, кто остался».- написал Константин в соцсетях. - С 2005 года я находился в первой группе, причём в 2013 году смог подняться на третью ступень пьедестала абсолюта. После этого были и другие финишные результаты: пятое место в 2015 и четвертое место в абсолюте в 2020 году. К сожалению, в этом году из-за COVID-19 я попал во вторую группу. И это, оказывается, ещё труднее после 15 лет участия в этих Олимпийских Играх. Но я все равно в гон ке, как сейчас модно говорить на «удаленке». Буду следить и по мере возможности помогать моей команде «МСК Ралли», которая с пониманием отнеслась к этой проблеме и, со своей стороны, помогает мне справиться с болезнью.
- Сейчас чувствую себя уже отлично, - бодро рассказал Константин Жильцов на финише ралли «Карелия-2021», замкнувший с Денисом Кротовым десятку сильнейших. - Мы отлично потренировались, и уже в первых числах февраля нас ждёт новый сезон в рейдах, так что до встречи на бахе «Северный лес»!
Тема коронавируса постоянно звучала в общении с гонщиками. После болезни оправились и решили выйти на старт - тряхнуть стариной - Иван Миронов/Сергей Денисов (Юкки/Санкт-Петербург, Spec R Sigma). Неисправность электро-оборудования заставила экипаж прекратить борьбу на 9-м спецучастке, однако ветераны собираются проехать этот сезон полностью.
- Мне, в общем-то, повезло, я переболел в лёгкой форме, - рассказывает Иван Миронов. - А вот Сергею пришлось намного хуже, он довольно долго болел и сейчас временами жалуется на остаточную боль в груди. Тем не менее, мы решили вернуться в спорт после довольно длительного перерыва за какие-то высокие результаты мы не боремся, но все этапы чемпионата собираемся проехать. А вот в Кубке участвовать не будем. Такие планы на сезон.
Из сильнейших экипажей стартовали чемпионы 2020-го года в зачёте R2, гонщики листа приоритета Российской Автомобильной Федерации (РАФ) Вадим Мещеряков (Екатеринбург) - Матвей Безруков (Березовский, Свердловская область) на Peugeot 208. Однако, на первом же спецучастке они вылетают с трассы и день заканчивают на 43-й позиции абсолюта/17-е в R2. В течение следующего дня в группе они выигрывают пять из восьми СУ, уступив три первых результата только Вячеславу Никонову/Алексею Крылову (Санкт-Петербург, Lada Granta). Но этого недостаточно даже для сколь-нибудь высокого места: они замыкают R2 на 10-й позиции. А Никонов/Крылов фиксируют третью призовую позицию в группе. Если бы не пенализация в полуторы минуты, то они вполне могли отобрать второе место у Андрея Звагольского/Григория Черкесова (Санкт-Петербург, Vokswagen Polo). У которых, в свою очередь, почти те же полторы минуты выигрывают победители R2 Александр Зайцев/Евгений Сапунов (Лодейное Поле/С.- Петербург, Lada Granta). Вместе с призовым кубком Евгений Сапунов получил так- же значок и удостоверение мастера спорта.
Этому экипажу удалось вклинится в финишном протоколе в стройный ряд призёров и победителей более мощной зачётной группы R3, опередив экипажи Константин Тарасов/Станислав Гапонов (Ижевск, Lada Kalina; в сезоне 2020 экипаж боролся за Кубок России и лидировал в классе 2000Н перед финалом) и Пётр Туркин/Василий Миркотан (Москва, Citroёn DS3 Racing; в ЧР-2020 у экипажа был перерыв). Победу в R3 праздновали Александр Басманов/Максим Шубкин (Владимир/С.-Петербург, Honda Civic). Они уверенно штамповали лучшие времена в группе, уступив всего лишь пару раз первый результат соперникам, и выиграли ралли в своей группе без особых проблем.
Досаду и разочарование принесла поклонникам многократного Чемпиона и обладателя Кубка России Дмитрия Воронова (Санкт-Петербург, Mitsubishi Lancer Evo VII) техническая проблема: на 4-м СУ ломается раздаточная коробка. На ремонт уходит очень много времени, и второй день Воронов со штурманом Кириллом Еникеевым (Москва) продолжают по системе супер-ралли, с большим временным штрафом и без шансов оказаться в призах. Хотя первый спецучасток они закончили вторыми, третий - третьими, то есть, вполне могли вмешаться в борьбу лидеров в абсолютном зачёте. Семь спецучастков из восьми во второй день они стабильно штамповали четвёртое время в абсолюте, и второе в зачёте N4, уступая только Денису Ростилову/Георгию Трошкину (Екатеринбург/Москва, Mitsubishi Lancer Evo VIII).
Объяснение тому - не самый молодой автомобиль, к тому же заменённый узел также повлиял на скоростные характеристики болида. В сезоне 2020 Дмитрий Воронов выступал на Lada Proto G, но затем владелец автомобиля его продал, и одному из сильнейших гонщиков России пришлось вернуться в каркас уже изрядно устаревшего на фоне автомобилей группы R5 снаряда. Возвращаться же в Lada по группе R2 ли R3 нет никакого смысла - этот тип автомобилей Дмитрий Воронов давно уже перерос.
В итоге в группе N4 «бронзу» привезли Александр Ржевкин/Александр Андреев (Санкт-Петербург, Mitsubishi Lancer Evo Х), а заодно и победные очки своей команде R8 - I место в командном зачёте. Серебро в N4 праздновали Павел Козлов/Кирилл Чапаев (Санкт-Петербург, Mitsubishi Lancer Evo IХ). А Денис Ростилов/Георгий Трошкин не только стали победителями зачёта N4, но и бронзовыми призёрами «Карелии-2021». В ЧР-2020 они заработали всего 27 очков в двух ралли (одно из них) закончилось сходом, и это была только 11-я позиция по итогам сезона. Сейчас заложен хороший фундамент для борьбы за призовые места, а то и за звание чемпионов, в том числе, в абсолютном зачёте.
Где совершенно невероятную по накалу интригу с первых же километров дистанции вместе с ними закрутили Илья Лотвинов/Алексей Горюнов (Санкт-Петер- бург) и москвич Игорь Буланцев с петербуржцем Михаилом Гендельманом (оба экипажа выступают на Škoda Fabia R5). Буланцев-Лотвинов-Ростилов; Лотвинов-Ростилов-Буланцев - и так далее в различной, иногда повторяющейся последовательности все 11 специальных скоростных состоявшихся участков. На финише СУ первые два экипажа иногда разделяли от одной целой до пяти - шести сотых секунды.
- Тяжёлый день сегодня, - сетует на вечернем сервисе в пятницу Илья Лотвинов. - Вторая часть Куркиёк удивила, честно говоря, там тяжело было ехать, совсем не безопасно; совсем не понравилось. И вот сейчас, когда пошёл снегопад, это тоже такой опыт, прямо тяжёлый-тяжёлый. Мы пытались подгадать, как бы нам проиграть Буланцеву секунду, чтобы нам завтра ехать вторыми, но оказалось, что Игоря развернуло, и в итоге вторыми нам ехать не придётся. Придётся ехать первыми, бульдозером. Это очень печально, я расстроен; что завтра будет - непонятно.
А завтра был новый ураганный огонь. При этом ударила оттепель, термометр поднялся до +2,5 градусов, и характеристика дорожного покрытия изменилась: снег стал более плотным и вязким, что добавило проблем гонщикам, но не загасило пыл борьбы. После предпоследнего СУ Буланцев/Гендельман проигрывали Лотвинову/Горюнову по всему ралли всего три десятых секунды! Такие результаты, скорее, характерны для этапа чемпионата мира. И на последнем СУ «Аккахарью» Буланцев/Гендельман делают рывок и отыгрывают пять десятых секунды! В беге в таких ситуациях приходится использовать фотофиниш; здесь результат фиксирует фотоэлемент. Две десятых секунды - именно столько отделило второе место Лотвинова/Горюнова от победы на первом этапе Чемпионата России.
- Конечно же нет, не доволен результатом, - сетует, но не теряет оптимизма Илья Лотвинов. - А сама борьба получилась отличная, Игорь - просто молодчина! Это было кайфово!
- Начало сделано, теперь надо поддерживать уровень, - улыбается Игорь Буланцев. - Борьба началась, и в этом сезоне есть возможность избавиться от приставки «вице» перед словом «чемпион». Будем стараться!
- Восторг! У меня таких бурных эмоций не было уже много лет!, - радуется двукратный чемпион Европы Алексей Лукьянюк, который тренирует Игоря Буланцева. - Потому что борьба, которую устроили ребята на спецучастках, была феерической и очень захватывающей. Я рад что Игорь выиграл, немножко грущу за Ильюху, поскольку проиграть две десятых секунды по гонке - это, конечно, больно, но я думаю, что все запомнят эту борьбу и красивую гонку.
И впервые за всю историю зимних соревнований по ралли в Карелии церемония награждения прошла на открытом пространстве у финишной арки - для летних этапов Чемпионата это норма, а зимой ещё не было. И на этот раз можно было бы провести церемонию, где обычно - в концертном зале дома творчества юных. Однако из-за пандемии все массовые мероприятия в закрытых помещениях запрещены. Хорошо, что утихомирилась погода. Плохо, что в последние годы конфигурации зоны старта-финиша в районе рыночной площади несколько изменилась, поэтому возникли определённые проблемы с ярким освещением места действия. А ещё возникли разночтения по результату двух экипажей в группе R2: в электронную версию закралась ошибка, которую пришлось исправлять, сверяя результаты с контрольными картами - так решалась судьба третьего места в зачёте R2.
Тем не менее, все обязательные атрибуты prize giving, как это именуется в международной терминологии, присутствовали: кубки и брызги призового шампанского, рукопожатия и поздравления спортсменов за красивую и мощную борьбу.
Следующий этап Чемпионата России пройдёт только 21-24 мая в Гуково (Ростовская область). Подробный календарь - на сайте РАФ. Некогда второй зимний этап Чемпионата принимало Пено Тверской области. Но в этом году снежно-ледовая гонка там всё же состоится, хотя и в другом ранге - областного соревнования. 27-28 февраля РАФ приглашает гонщиков на самую компактную различную трассу в России на Кубок памяти недавно ушедшего из жизни выдающего деятеля автомобильного спорта Игоря Давидовича Левятова. Подробнее о соревновании - на сайте организатора.
Остается сожалеть, что сроки проведения этого соревнования накладываются на дату VI этапа Кубка России по ралли - «Яккима-2021», которое пройдёт на пресловутых карельских «вертушках». Официальные документы и результаты первого этапа Чемпионата России по ралли «Карелия-2021» и 1-го этапа Кубка Карелии «Карелия-2021 регион» - на сайте Автомобильной федерации Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Организатор благодарит администрацию Лахденпохского муниципального района, службы, судейские бригады, маршалов дистанции и волонтёров за работу по организации соревнования. Освещение в медиа:
Телевизионный эфир: на сайте rallymedia.ru; ГТРК «Карелия». Радиоэфир: программа «Мир скорости» на motoradio.online 25.01.2021 в 15 часов; все эпизоды подкаста по ссылке: https://avtoklub.podster.fm/1091
Запись прямой интернет-трансляции со старта ралли: https://vk.com/iapuhtin?w=wall7697873_13294
Запись прямой интернет-трансляции из сервис-парка: https://vk.com/iapuhtin?w=wall7697873_13300
Фото Максима Морозова, Антона Герасимова и автора.
Пресс-служба АФ СПб&ЛО: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Игорь Николаевич Апухтин