Документы 2024 года
Календари 2024 года
Вопрос принципа
- 30.09.2005 17:40
По многочисленным просьбам читателей и зрителей, вопрос с протестом и апелляцией команды Pro-Sport, поданной против С.Успенского, комментирует ведущий экипаж команды: Андрей Жигунов и Игорь Тер-Оганесьянц.
Ваше отношение к апелляции, поданной Вашей командой? Вы активно поддерживаете ее или наблюдаете со стороны?
Андрей: Я поддерживаю, я считаю, что это совершенно справедливо. Конечно, здесь исключительно вопрос принципа. Человек не может считать, что ему все дозволено, писать правила и тут же для себя лично их отменять. Это надо прекратить раз и навсегда.
Игорь: Факт запрещенного сервиса по букве закона – неоспорим. Но здесь важна моральная сторона вопроса. Это просто это предлог, чтобы поставить Успенского на место по всему Чемпионату. Никого другого подставлять по этому поводу никто не будет.
В Выборге я ему напомнил о ситуации с подменой времен на СУ в Гуково, и он сказал: не было ничего – ни опозданий из сервиса, ни времен, ничего не было. Не подали официально бумаги – до свидания! Везде идет упор на то, что ничего нельзя доказать или что вовремя не доказали. Так что он сам нас подвел к этому протесту. Он хочет официально – вот, пожалуйста.
А если бы на месте Успенского был бы кто-то другой, появился бы такой протест?
Игорь: Если бы это происходило с кем-то другим, конкретно по этой гонке – конечно нет! Если бы речь шла только о фонарике или еще о какой вещи, естественно, никто ничего бы не писал. С нашей точки зрения, это дурной тон. Но здесь вопрос принципиальный.
Андрей: Скорее всего, никакого протеста не было бы.
Даже если бы решался вопрос Чемпионства?
Андрей: Да, даже в этом случае. Просто на моей памяти ни один гонщик себе и близко ничего подобного не позволял. И последней каплей было измененное время на СУ в Гуково – подлог результатов.
Вы считаете, что Ваша команда выиграет в Апелляционном Суде?
Игорь: Если подходить без эмоций и предвзятости – это 100% запрещенный сервис. Телефон использовался как техническое средство для освещения салона. В темное время суток – это однозначно запрещенный сервис. Если показаний такого количества свидетелей на суде будет недостаточно, не знаю, какие еще нужны доказательства. Ведь подписались люди, которым безразлично, выиграем ли мы или кто-то другой. Просто все спортсмены эту катавасию по всему Чемпионату наблюдают… Эта ситуация затрагивает не только нас!
Андрей: Хочешь прогноз? Если мы проиграем, то награждение Чемпионата будет проведено отдельно – человек же понимает, что просто помидорами в лицо получит…
То, что С.Успенский не будет участвовать в Чемпионате России на будущий год, для вас что-то изменит?
Андрей: Не изменит. Это его личное дело.
Игорь: Да пусть ездит, ради бога, только чтобы беспредела этого не было! Если так дальше пойдет – то что это за ЧР? У нас и дорог-то нет, если еще правила не будут соблюдаться – кончится Чемпионат!
Кто, на Ваш взгляд, все-таки выиграл Чемпионат в этом году?
Игорь: Здесь не нужно приводить никаких доказательств, просто взять результаты гонок и прикинуть – Андрей выиграл более 30 спецучастков в абсолюте, Успенский – около 10. Вот тебе и ответ.
Сергей Домаев предположил, что в случае, если апелляцию удовлетворят, Вы откажетесь от Чемпионского титула…
Андрей: Конечно, откажусь, Домаев абсолютно прав. Потому что вся эта волна поднята не из-за Чемпионства, а выглядеть это будет именно так.
Как бы то ни было, я думаю, что мы вчистую переиграли Успенского в Чемпионате, считая по количеству выигранных спецучастков. И дело не в медали совершенно. Отказ от Чемпионства – это абсолютно взвешенное решение. Кто-то должен создать прецедент и таким образом поднять этот вопрос, а то все решают, что лучше промолчать.
Какова причина того, что ЧР заканчивается такими разборками?
Игорь: Одна из причин всего этого – в том, что у нас Комитет варится в своем соку, ни с кем не советуясь. А можно было бы сделать приглашения спортсменам, спонсорам на заседания по каким-то вопросам, чтобы люди понимали, что их мнение тоже что-то значит. А так – Комитет решил, нам потом объявили, и хочешь – не хочешь, все уже случилось, а мы не можем даже свои мысли высказать…
Андрей: Есть такая поговорка – рыба гниет с головы. Я думаю, что я ответил на твой вопрос.
Может быть, проблема прежде всего, в плохой подготовке судей?
Игорь: Конечно, это недостаток квалификации судейских бригад. Люди не понимают, не знают правил. Но это непонимание, а есть просто умышленные действия, которые лежат на поверхности…
Да, спортсмены редко пишут протесты. Нарушения правил судьи должны сами видеть. Это проблема судей, это проблема наших наблюдателей – чего они наблюдают-то?! Все ситуации, которые возникают на гонке – их и в книге не опишешь! И КСК должен их разумно решать, а у нас наблюдатель не вмешивается, а дожидается, пока спортсмены начнут протесты писать.
Мы вот считаем, что на такие вещи, как времена на СУ, мы имеем моральное право апеллировать. А вот, например, замена масла или, скажем, заправка в неположенном месте – это судьи пусть смотрят, что мы будем стучать друг на друга?! А у нас наблюдатель приехал, гонку посмотрел, прощальный банкет – и разъехались по домам…
Понятно, что в принципиальные вопросы никому не хочется влезать. Вот и оставляют спортсменов разбираться в такой ситуации… А значительную часть вопросов судьи должны решать без всяких заявлений и протестов!
А если отвлечься от всех этих разборок, как Вы оцениваете прошедший Чемпионат с чисто спортивной стороны?
Игорь: Если выбросить мало относящиеся к спортивной стороне жизни вопросы, много было хорошего. Были интересные гонки. За исключением, может быть, Выборга, все дороги были прилично подготовлены. Да и в Выборге это очень перспективная трасса, просто ее надо получше готовить, там трасса очень хорошая, но дороги на ней нет…
Соперники были интересные, Женя Аксаков подтянулся, Руслан Федик – и единственная заноза – это непонятки, организованные одним человеком…
Андрей: Плюс этого Чемпионата по сравнению с прошлым сезоном в том, что хотя бы на одну гонку стало больше. Минус – в том, что некоторые соревнования были не достойны уровня ЧР. Ралли Выборг – отличная конфигурация дороги, интереснейшая трасса, но подготовки там просто нет!..
Каким Вы видите состав участников на следующий сезон? Группа Р больше в Чемпионат играть не будет…
Игорь: Если такого беспредела на следующем Чемпионате не будет – то в группе N будет интересно. Если – если! – поедут те же люди, потому что при таком раскладе я не уверен, что все останутся в ЧР. Тот же Матюхин – он тоже сейчас быстро ездит – не поедет… Наше решение тоже пока под большим вопросом, потому что если так все будет и дальше происходить, то какой смысл в этом участвовать? Постепенно начнет народ разбредаться, и останется первенство дворовой водокачки. Не знаю, кому это выгодно…
Андрей: А зачем нужен Чемпионат России в группе Р? Для чего? Ну, подумаешь, самый массовый класс, ну и что?! А как же двигать N3? Лучше в этом классе чемпионат разыграть!..
Это сарказм?
Андрей (резко): Это плевок в лицо!.. Сколько людей лишили шанса чего-то добиться, а ведь там очень много перспективных пилотов...
Что нужно в первую очередь изменить в организации Чемпионата на следующий сезон?
Игорь: В первую очередь нужно безжалостно наказывать дисквалификацией спортсменов, которые обманывают других и вмешиваются во времена на спецучастках – это то, что выходит за рамки как спортивности, так и этических норм.
А что касается вообще Чемпионата, нужно укреплять судейский корпус. Если будут квалифицированные судьи, уже какие-то вопросы будут решены. Там уже останется только вопрос порядочности.
И финансово поддерживать организаторов – это очень важно. Вот мы отрицательно относимся к гонке, которая состоялась в Выборге, но при этом я понимаю, сколько сил потратил М.Орехов, чтобы сделать хотя бы такую гонку.
Но те люди, которые имеют деньги, видя весь этот бардак, денег не дадут. Скорее уж свою собственную серию организуют, и будут свой собственный Чемпионат проводить, на три головы выше и по участникам, и по организации… Но это уже будет открытая война с РАФ, это будет очень плохо…
Андрей: Надо создавать в первую очередь независимые и профессиональные судейские бригады.
Идеальный вариант, чтобы у соревнований был единый организатор. Понятно, что это напрямую связано с финансами, но взаимодействовать, работать совместно организаторы все равно должны.
И еще одно: чем больше гонок в календаре, тем лучше, я и несколько лет назад это говорил, и сейчас скажу. Больше шансов у людей остается побороться за титул! Я бы добавил еще пару асфальтовых этапов.
На чем Вы хотели бы заострить внимание читателей?
Игорь: Люди, в особенности те, кто не особо владеет ситуацией, посмотрели по результатам – ну что вы, из-за фонарика? Да не фонарик! А принцип!!! Нужно, чтобы это прозвучало. Ведь завтра это может коснуться любого. И мы, конечно, будем бороться до конца.
Андрей: Мне стыдно за такой Чемпионат и я не хочу быть его Чемпионом. Или все играют по одним правилам, или все играют вообще без правил.
А если все играют без правил?
Андрей: Я не играю в такие игры!
Подробности у А.Жигунова и И.Тер-Оганесьянца узнавала Ирина Кирилловна Боярская.