Ралли Псков-2011: А.Нахапетов о А.Жигунове
- 04.10.2011 11:00
На траве перед шатрами Проспорта оператор настраивал камеру на штативе, журналист крутил в руках микрофон, а перед ними стоял в гоночном комбинезоне Жигунов. Купаясь в солнце, за спиной стрекотал гайковёрт.
В этом году мы пару раз встречались с Андреем в сервисных парках на гонках, но его погружение в водоворот организаторской работы в команде, готовящей и обслуживающей одновременно несколько автомобилей; да ещё занимающийся тренировочной работой… Немногословный и всегда сосредоточенный, Андрей продолжал строить лучшую гоночную команду в стране: работать в Проспорте всегда считалось престижным, а экипажи, защищавшие красно-зелёный флаг, следовало искать в верхних строчках финишных протоколов.
А тут кубковый Псков, и осень только-только мазнула жёлтым, и солнце грело вполне по-летнему, и снова выстроился сервисный город, и вот эта привычная картина — Жигунов в своём зелёном комбинезоне, камера на штативе, микрофон в руках, стрекочет гайковёрт — и белый Лансер без привычной раскраски. Пока Андрей отвечал на незамысловатые вопросы прессы, мы с Игорем Тер-Оганесьянцем, облачённым в точно такой же зелёный гоночный комбинезон, отошли в сторонку. Я не верю своим глазам: как в добрые старые времена?
Для тех, кто недавно присоединился, следует рассказать, что Андрей и Игорь — братья, сто лет выступавшие в одном экипаже; и только здоровье или работа могли заставить одного отправиться на трассу без другого. Они понимают друг друга с полуслова; они заботятся друг о друге, причём старший всегда присматривает за младшим. И вместе они создали чемпионскую команду, и год за годом драли соперников на трассах, и техника у них лучшая, и результаты всегда либо первый — либо проиграл.
Так вот про Псков. Как всегда под покровом тайны — всё, что ты знал о гонке, выезжая из дома, следует забыть, потому что и участники другие, и машины другие, и ещё что-то меняется на коленке и по ходу пьесы — в списке участников оказался экипаж Жигунова и Тер-Оганесьянца. Команда готовила машины для нескольких своих экипажей, но в последний момент Руслан Мисиков отказался от старта: серьёзно заболел штурман. А машина его в Пскове, и полностью проверена и готова, и дело к ознакомлению. Жигунов отправился на ознакомление, вероятно, как тренер, чтобы помочь в составлении стенограммы; но, увидев трассу, вдруг предложил: «А поехали?»
И вот благодаря такому кульбиту судьбы, на старт псковского этапа кубка России вышел легендарный экипаж, и стрелой промчался по широким и быстрым допам: а местами скорость переваливала за 200 километров в час. А соперники собрались на редкость: ведь до финала оставались вот эти 80 скоростных километров, и этот последний шанс каждый хотел использовать для наката и завоевания турнирных очков. Травников, Прохоров, Лепехов, Брославский, Буланцев, Филиппов; тут запросто на пьедестал не въедешь. Но вы кого хотели напугать списком участников? Жигунова?
И первый же доп Жигунов выигрывает. Правда, выигрыш 0,4 секунды на 15 километрах участка — а средняя 134 километра в час, и в принципе понятно, что одно лишнее даже не торможение — приотпускание педали газа — на такой трассе тут же отправит тебя на пару строчек вниз в таблице результатов. Крепкий Псков! Накануне гонки шли дожди, с ознакомления все приезжали чумазые и залепленные песком, а ветер и солнце в день гонки делают своё созидательное гоночное дело: трасса твердая как асфальт и без пыли совершенно. Лучшее время для рекордной скорости.
Всего трасса состоит из шести скоростных участков: сначала два утренних, потом длинный утомительный сервис и нарядный старт в центре Пскова. А потом ещё два приграничных допа — по два прохождения. И финиш. То есть гнать надо с первого метра до последнего: исправлять ошибки некогда. И так хорошо начался второй доп; Андрей в форме и отлично чувствует машину, и машина поёт — нна тебе! Пробитое колесо. Сколько раз в карьере Жигунова судьба тыкала именно в колёса, отнимая драгоценные секунды, очки, места? Вот всё работает, двигатель, трансмиссия, экипаж скатанный, стенограмма бьёт — и потянуло машину в сторону… Уж как они там мчали, остаётся только догадываться, но с разорванным в клочья колесом Жигунов финишировал с пятым временем, отдав Травникову семь секунд. И вроде в кубок-то не играют; да проигрывать не любят.
А Травникову победа нужна как воздух: ему перед финалом надо было не отдать очки соперникам. Да и опыт: на равных с Жигуновым. Смотри-ка: третий доп в 23 километра Жигунов выиграл, Травников уступил 0,3 секунды. Три десятых! Четвёртый доп отменили из-за аварии. Пятый: снова выигрывает Жигунов — Стас отстал на 1,9 секунды на 23 километрах. На 23 километрах с полностью открытым дросселем!! И шестой спецучасток; и снова победа Жигунова: целых 0,4 секунды на восьми с половиной километрах. Это ли не борьба равных? В итоге Травников всё-таки выиграл гонку: с преимуществом в 3,6 секунды. На 77 километрах трассы. При средней 128 километров в час.
***
На награждении экипаж сменил фирменные зелёные комбинезоны на фирменную командную зелёную же одежду. Андрей выглядел усталым, но в глазах читалась радость от вибрирующего руля в руках, от осознания дышащего в спину соперника и того восторга…
«Об этом мечтают многие – оказаться в правом кресле в машине Жигунова на ралли. Ходят легенды о «двадцати километрах страха» — тарзанка и прыжок с парашютом детские игрушки по сравнению с проехать с Жигуновым в боевом режиме Лумиваару… В твоих глазах ужас, и мурашки устали нарезать круги по мокрой спине, а он отточенным движением ставит ещё на прямой машину боком на ста сорока, видя перед собой то, что откроется тебе своей невероятностью через целых три секунды…»
«С ними стало тяжело бороться, очень быстрые экипажи», — подвёл итог гоночного дня пилот. Ведущий вызвал братьев, и Андрей с Игорем поднялись на сцену.
Александр Нахапетов, www.nakhapetov.rallyrus.com
Фото автора и almrally.ru