Документы 2024 года
Календари 2024 года
Добро пожаловать на Урал! Уральские зрители ждут Вас (за каждым поворотом, за каждым трамплином)
- 29.07.2013 11:00
За десятилетия существования ралли в России о безопасности на гонках было сказано немало слов, многими организаторами сделано немало для безопасности зрителей. А кто обезопасит спортсменов от зрителей? Что для этого делают организаторы? Насколько безопасно сегодня ехать по трассам?
Ралли Южный Урал 2013 - интересная трасса, сложная, каменистая, требующая концентрации внимания пилотов. Гонка, в которую организаторы всегда вкладывали душу, но что случилось в этот раз?
Экипаж лидера гонки - Андрей Жигунов и Игорь Тер-Оганесьянц - на последнем спецучастке, после небольшого трамплина ударилися о камень, который был выкачен на дорогу. С такими проблемами спортсмены уже сталкивались на наших трассах, но в данном случае - это был не камень, а валун, ударившись о который, автомобиль практически полностью разрушился и не смог продолжить гонку.
Авария, камень, выкаченный искусственно на трассу, ЧП... А вы слышали об этом, или читали на сайте организаторов? Нет. После гонки прошло несколько дней, реакции организаторов на данную ситуацию до сих пор не последовало.
Игорь Тер-Оганесьянц: "Начало гонки складывалось для нас удачно, мы в полную силу проехали первые СУ, показав хорошие результаты. Старались ехать быстро, надежно и без ошибок. Уже на первых километрах гонки, уральская трасса показала свой жесткий характер - у многих наших соперников стали возникать проблемы: у кого с колесами, у кого технические проблемы, кто-то просто не удержался на дороге. У нас все шло хорошо, нам оставалось только контролировать ситуацию, и максимально надежно доехать до финиша.
То, что произошло на последнем СУ – это просто шок! Так получилось, что гонка для нас закончилась за 6-7 км до финиша последнего спецучастка.
За перегибом дороги на траектории лежал огромный камень. Мы его едва успели увидеть, почувствовали страшной силы удар. Увернуться от камня, не было ни какой возможности, так как дорога узкая в одну машину, а за трамплином его не было видно. От удара у автомобиля заклинило левое переднее колесо, разлетелся тормозной диск, разорвало рычаг подвески, разрубило практически пополам заднее колесо. Мы по инерции проехали 100-150 метров, но двигаться дальше не было никакой возможности. Нас развернуло по ходу движения в «шпильке», и мы просто не могли сдвинуть машину с места. Разрушения для автомобиля оказались критическими, с левой стороны было разрушено все. Поняв, что шансов продолжить движение нет, Андрей стал выставлять аварийный знак, а я побежал к тому месту, где произошел удар.
Кстати, когда мы подъезжали к этому трамплину, я краем глаза видел 3-х человек, которые стояли на пригорке. Подбежав к месту удара, я никого уже не увидел, хотя обычно зрители всегда помогают экипажам. Скорее всего, это были те, кто выкатил камень.
Первая мысль, остановить канал, так как сам я сдвинуть камень сразу не смог. Я принял решение приостанавливать автомобили и показывал знаками, чтобы они прижимались к противоположному краю дороги. Даже не смотря на мои старания, некоторые экипажи проезжали буквально в 5 см от камня, который продолжал лежать в опасном месте, хотя от удара он сдвинулся левее.
Пока я находился в месте происшествия, я стал анализировать, как произошло, что камень оказался на дороге, ведь на 1 проезде его не было. Сначала я подумал, что кто-то мог его выбить перед нами. Но даже при первом осмотре стало понятно, что это невозможно по нескольким причинам: во-первых, камень изначально находился в не траектории движения автомобилей (с края дороги хорошо видна яма глубиной 20 см, в которой он раньше «жил»), во-вторых, никаких малейших следов от автомобиля рядом с ямой не было. В-третьих, камень прямоугольной формы и скатиться с края дороги он не мог, сам он величиной с небольшую тумбочку. И, в-четвертых, если бы любой автомобиль поехал по направлению к этому валуну, то он бы по пути сдвинул более мелкие камни. Никаких следов автомобиля не было.
Когда подъехал судья («метла»), я попросил его зафиксировать и сфотографировать все, что он увидит. Он всё осмотрел, со всех сторон сделал фотографии – где камень лежал, где он оказался. Тоже обратил внимание, что вокруг все камушки нетронуты и нет следов автомобиля.
Судья согласился с нами, что этот камень не мог быть выбит автомобилем, его только можно вывернуть и выкатить руками. Судья все зафиксировал и сказал, что доложит руководителю гонки.
Кстати он заметил, что в 3-х метрах от самого трамплина стояло дерево толщиной около 10 см, оно было сломано и наклонено в сторону дороги, перелом был абсолютно свежий. Дерево тоже стояло в таком месте, куда автомобиль не может попасть, и следов автомобиля к нему тоже нет. Возможно, вначале хотели положить дерево. Но видимо, подумали, что этого будет мало, поэтому выкатили камень.
Мы ехали максимально аккуратно, не было смысла мчать, отрыв от 2-го места был очень большой, более 2-х минут. Даже если бы мы пробили колесо, даже два колеса, нам бы все равно хватило времени первыми доехать к финишу.
Я связался с Галиной Полуниной, так как руководитель гонки был не доступен. В ответ услышал: А что мы можем сделать? Постараемся разобраться и перезвонить через полчаса (звонка мы так и не дождались). Андрей в это время звонил Председателю КСК – Алексею Ершову, рассказал ему о ситуации. В ответ он нам посочувствовал, что произошла авария, и мы не финишировали!
У нас был один вопрос к организаторам, как вы собираетесь отреагировать на возникшую ситуацию? Убрали лидера гонки, разрушен автомобиль. Должна быть хоть какая-то официальная реакция. В беседе с Андреем, Алексей Ершов сказал, что в правилах не описано, как организаторы должны поступать в такой ситуации. Хотя прецеденты в мировой практике бывали неоднократно: случай с Ожье и закрытыми воротами, случай в Чемпионате Италии, когда похоже убрали лидера гонки. Именно для решения нестандартных ситуаций и нужно КСК, а для решения стандартных достаточно руководителя гонки. У многих спортсменов бывали похожие проблемы, но чаще всего они заканчивались пробитыми колесами. Столкновение с таким камнем могло закончиться критически для здоровья экипажа.
Понимаю, что на наших гонках нельзя, как на Чемпионате мира, поставить маршала через каждые 300м, но и замалчивать такие ситуации ни в коем случае нельзя. Это элементарная безопасность! Своим бездействием вы поощряете возникновение похожих ситуаций. Должна быть официальная реакция руководителей гонки на это ЧП.
У вас же пресса. Выступить, обозначить проблему, говорить о происшествии – нужно работать с населением! Хотелось бы увидеть официальный ответ организаторов ралли Южный Урал 2013 и членов КСК о данной ситуации".
Закончилась гонка, победители награждены, официальные лица разъехались, организаторы подвели итоги. Как говорится в русской пословице: с глаз долой, из сердца вон... Но ведь это не последняя гонка на Урале? Раллисты, уральские болельщики ждут вас на каменистых трассах!
Фото Вячеслав Верхотурцев, Ольга Зверева