Ралли Тмутаракань-2014: Обзор от AUTO-SPORT
- 01.11.2014 19:00
Никому из фаворитов так и не удалось отличиться в финале Кубка России по ралли.
Сделано в Тмутаракани. Андрей КЛЕЩЕВ, фото автора, Алексея РУМЯНЦЕВА и Натальи БИРЮКОВОЙ
Слово Тмутаракань для многих россиян ассоциируется с выражением «у черта на куличках». А ведь на самом деле, это реальное название древнерусского города, который стоял десять веков назад на черноморском побережье у Керченского пролива. Сегодня на месте того поселения раскинулась станица Тамань, которая с прошлого года привечает раллистов со всей страны. Теперь вас не удивляет, почему устроители финала Кубка России из столичной компании TTK Motorsport Events выбрали названием для своей гонки именно Тмутаракань?
26-этапный кубковый сериал стартовал еще в декабре 2013-го, на кировском ралли Вятка, а всего участие в нем приняло 238 пилотов и еще больше штурманов. В отличие от чемпионата страны, в котором претенденты на призы должны проехать все этапы, соревнования в «первой лиге» построены по региональному принципу. Отборочные гонки проводятся на Урале, на юге, в центре и на северо-западе страны, а в зачет пилоту по ходу сезона идут только четыре лучших результата. Ну, а на финале, где собираются лучшие представители из всех четырех раллийных регионов, каждый соискатель наград может добавить в свою копилку еще одну порцию очков. Благодаря этому, интрига сохраняется до самого последнего момента: например, в «абсолюте» в этом году теоретические шансы на успех имели сразу семь спортсменов, а в состязании команд – четыре коллектива!
С лучшей суммой баллов к финалу подошел петербуржец Илья Лотвинов на Mitsubishi, однако еще трое пилотов могли опередить его, просто выиграв ралли Тмутаракань. И надо же было такому случиться, что лидер турнира сам отдал коллегам инициативу, перевернувшись буквально через два километра после старта первого спецучастка! Ко второму дню машину Илье, конечно, починили, и он вернулся в гонку по системе Super Rally – но уже с мизерными шансами на конечный успех.
Беда в стан петербуржцев пришла не одна – Станислав Травников, как известно, не любит «искусственные» трассы, проложенные грейдером в полях, и те платят быстрому пилоту из города на Неве взаимностью. На весеннем ралли Тамань Травников сошел из-за поломки мотора своей Mitsubishi, а на осеннем финале остался без тормозов! Кое-как закончив первый день соревнований, Стасу только и оставалось, что атаковать «по полной» во второй и следить за «разборками» в лидирующей группе.
Лидерство, тем временем, захватили еще два пилота на Лансерах восьмой эволюции – москвич Александр Горелов и Олег Топоров из Майкопа, отстававший от своего визави на три секунды. Фаворитом в этой паре, безусловно, выглядел Горелов, штурмующий кубковую вершину уже пятый раз подряд. Однако катастрофическое невезение Александра в концовке сезона (два года назад ему не хватило до титула двух секунд, а в прошлом сезоне – одной десятой!), увы, так никуда и не делось. Только теперь в дело вмешалась техника: Горелов сошел в начале второго дня из-за поломки мотора.
В результате все карты оказалась на руках у Топорова – другие претенденты на кубковое золото, краснодарец Петр Чепель, Алексей Миронов из уральского Асбеста и яростно прорывающийся наверх Травников его явно не догоняли. Не удивительно, что в концовке гонки Олег сбавил темп, спокойно доведя дело до победы и в ралли, и в Кубке страны. А вообще, надо отметить завидную расчетливость чекиста из Майкопа – по ходу сезона Топоров заработал большую часть очков за счет дальних визитов в Прикамье и на Урал, где у него было не так много соперников. Да и свою истинную скорость Олег до поры до времени удачно маскировал, «предъявив» ее соперникам только на финале!
Помимо Топорова, в Тамани отличился еще один представитель силовых структур, Сергей Тамбовцев, выступающий на Peugeot 208 R2. Ситуация в двухлитровом зачете, где сражался москвич, была предельно простой – Тамбовцеву надо было обязательно выигрывать в классе 2000Н и при этом надеяться на неудачу лидера турнира, петербуржца Павла Щербакова. С первой задачей Сергей благополучно справился сам, а в решении второй ему помогла машина конкурента: Renault Clio Щербакова встал в первый день с расколовшимся тормозным диском! В результате спор за Кубок России между представителями двух столиц завершился в пользу Москвы, а третье место в итоговом протоколе записал на свой счет краснодарец Марк Канданов (Honda Civic), которому в этом году исполнилось всего 16 лет!
Ралли Тмутаракань
Финал Кубка России
Тамань (Краснодарский край), 24-25 октября
Стартовало 40 экипажей, классифицировано 27
Абсолютный зачет:
Экипаж | Город | Автомобиль | Зачет | Время | |
1 | О.Топоров/Е.Калачев | Майкоп | Mitsubishi Lancer E8 | Абс. | 1:12.25,6 |
2 | П.Чепель/Д.Яковченко | Краснодар | Mitusbishi Lancer E10 | Абс. | +53,0 |
3 | С.Травников/А.Башмаков | С.-Петербург | Mitsubishi Lancer E8 | Абс. | +1.02,4 |
4 | Ю.Борисенко/Д.Коломиец | Краснодар | Mitsubishi Lancer E7 | Абс. | +1.07,8 |
5 | Д.Лагунов/С.Ларенс | Москва | Mitsubishi Lancer E9 | Абс. | +1.38,5 |
6 | М.Кирпилев/А.Лядухин | Белгород | Mitsubishi Lancer E9 | Абс. | +2.54,6 |
7 | А.Миронов/Р.Назмеев | Асбест | Subaru Impreza | Абс. | +4.19,3 |
8 | Е.Суховенко/Я.Федоров | Ростов-на-Дону | ВАЗ-2192 | 1600Н | +5.17,1 |
9 | С.Тамбовцев/И.Карпинский | Москва | Peugeot 208 R2 | 2000Н | +5.35,7 |
10 | Д.Симкин/А.Курносов | Москва | Mitsubishi Lancer E9 | Абс. | +7.54,3 |
Итоговое положение в Кубке России среди пилотов (абсолютный зачет): | |||||
Пилот | Город | Автомобиль | Очки | ||
1 | Олег Топоров | Майкоп | Mitsubishi Lancer E9/E8 | 288 | |
2 | Станислав Травников | Приозерск | Mitsubishi Lancer Evo 8 | 268 | |
3 | Илья Лотвинов | С.-Петербург | Mitsubishi Lancer E8/E7 | 247 | |
4 | Петр Чепель | Краснодар | Mitsubishi Lancer Evo 10 | 238 | |
5 | Алексей Миронов | Асбест | Subaru Impreza | 238 | |
6 | Александр Горелов | Москва | Mitsubishi Lancer E10/E8 | 228 |