фото Алексей Ударцев

Документы 2024 года

РАФ

Подробнее <<

Календари 2024 года

pg23 0030

Подробнее <<

Шлем

 

043Современные шлемы мало похожи на своих кожаных предков. Всех их роднит многослойность. Внешний, самый прочный слой из высокотехнологичных полимеров защищает голову пилота от контакта с элементами салона автомобиля и служит каркасом для крепления второго слоя.

Фиберглас, кевлар и карбон - близкие родственники, но в силу ряда особенностей самым распространенным материалом для внешнего слоя стала смесь карбона с фибергласом. Кевлар, успешно применяемый в бронежилетах, тяжел для шлема, а чистый карбон дорог и сложен для формовки. Шлемы для пилотов формулы 1 (модель WTT F1BS), делают из чистого карбона.

В шлемах средней ценовой категории внешний слой необычен. Его плотность при толщине 4-5 мм меняется от более высокой снаружи к меньшей внутри. Сделано это для поглощения энергии при ударе - контакт головы со сверхтвердой "скорлупой" оболочки чреват тяжелыми последствиями. Но и эта мера не спасла бы гонщика от тяжелого сотрясения мозга, не будь второго слоя - демпфирующего или адсорбирующего. Его толщина на порядок выше первого и составляет 40-50 мм.

096Наконец, третий слой - он ближе всего к голове пилота - состоит из химического волокна "номекс" (Nomex). Это - разработка компании "Дюпон". Основное назначение "номекса" - обеспечить гигиену и "антипригарные" свойства - материал прекрасно впитывает пот и практически не горит.

"Раллийные" шлемы отличает от "кольцевых" переговорное устройство для общения пилота и штурмана. Зачастую у шлемов с поперечиной, защищающей подбородок, прорезь для обзора больше, чем у аналогичных "кольцевых": в ралли, где мелькающие перед глазами пейзажи напоминают калейдоскоп, требуется больший угол обзора. Козырек, закрепленный над прорезью, защищает от прямых солнечных лучей.

Назад >>>