Документы 2024 года
Календари 2024 года
Шлем
Современные шлемы мало похожи на своих кожаных предков. Всех их роднит многослойность. Внешний, самый прочный слой из высокотехнологичных полимеров защищает голову пилота от контакта с элементами салона автомобиля и служит каркасом для крепления второго слоя.
Фиберглас, кевлар и карбон - близкие родственники, но в силу ряда особенностей самым распространенным материалом для внешнего слоя стала смесь карбона с фибергласом. Кевлар, успешно применяемый в бронежилетах, тяжел для шлема, а чистый карбон дорог и сложен для формовки. Шлемы для пилотов формулы 1 (модель WTT F1BS), делают из чистого карбона.
В шлемах средней ценовой категории внешний слой необычен. Его плотность при толщине 4-5 мм меняется от более высокой снаружи к меньшей внутри. Сделано это для поглощения энергии при ударе - контакт головы со сверхтвердой "скорлупой" оболочки чреват тяжелыми последствиями. Но и эта мера не спасла бы гонщика от тяжелого сотрясения мозга, не будь второго слоя - демпфирующего или адсорбирующего. Его толщина на порядок выше первого и составляет 40-50 мм.
Наконец, третий слой - он ближе всего к голове пилота - состоит из химического волокна "номекс" (Nomex). Это - разработка компании "Дюпон". Основное назначение "номекса" - обеспечить гигиену и "антипригарные" свойства - материал прекрасно впитывает пот и практически не горит.
"Раллийные" шлемы отличает от "кольцевых" переговорное устройство для общения пилота и штурмана. Зачастую у шлемов с поперечиной, защищающей подбородок, прорезь для обзора больше, чем у аналогичных "кольцевых": в ралли, где мелькающие перед глазами пейзажи напоминают калейдоскоп, требуется больший угол обзора. Козырек, закрепленный над прорезью, защищает от прямых солнечных лучей.